Кто отслужил, тот не жилец

Минобороны не хочет давать квартиры офицерам, увольняемым в запас

Российскую армию вскоре могут наводнить старые и больные бесквартирные офицеры. Именно этим категориям военнослужащих с недавних пор стало практически невозможно уволиться из Вооруженных сил. И военные суды им теперь не защитники — они не могут удовлетворить иски офицеров, пытающихся уйти со службы и получить свои законные квартиры. “МК” попытался выяснить, почему.

По закону вне очереди жилье военным дают при выслуге 20 лет, по достижении предельного возраста на службе, по болезни или оргштатным мероприятиям. Такие военнослужащие не могут быть уволены без их согласия до получения квартиры. Те из них, кто отчаялся дождаться получения жилья, но не желает или не может более продолжать службу, идут в суд. По статистике военных судов, около 80% таких обращений стабильно удовлетворялось. Но в последнее время военные все чаще стали получать от ворот поворот. Что странно, ведь закон не менялся.

Истина предстала в весьма неприглядном виде — юристы Генштаба “открыли глаза” судьям: закон нужен не для гарантии получения жилья увольняемыми военнослужащими, а… для их удержания на военной службе на неопределенный срок. Логика здесь исключительно “военная”. Раз в законе написано, что офицер “не может быть уволен без жилья” и от получения квартиры он не отказывается, надо не увольнять его — и точка.

Достигнутую с Генштабом договоренность быстро закрепили, внеся изменения в постановление пленума Верховного суда 14 февраля 2007 г. По сути, произошел сговор между Минобороны и руководством Военной коллегии Верховного суда, которая отвечала за подготовку всей документации.

Военным судам оставалось лишь взять под козырек. Во что это вылилось на практике?

К примеру, офицеру 53 года. До нового года судьи в постановлениях писали так: “Обязать командира части обеспечить жильем во внеочередном порядке, после чего представить к увольнению с военной службы”. А теперь пишут: “Обязать командиров и начальников обеспечить жильем в установленном законодательством порядке, после чего уволить с военной службы”. А это две большие разницы. Человека ставят в общую очередь и могут держать на службе хоть до 100 лет. Судьи понимают нелепость положения, но не могут обойти поправку пленума.

Держать на службе до посинения могут не только престарелых вояк, но и больных. Ведь раньше “ограниченно годные” тоже имели право на внеочередное получение жилья.

У командиров появилась еще одна лазейка. Увольняющийся военнослужащий проходит два этапа: увольнение как таковое и исключение из списков части. По закону уволить без обеспечения жильем человека не могут, а исключить из списков части — могут. Офицеру предлагают: “Пиши рапорт: прошу уволить, но с оставлением в списках части до обеспечения жильем”. Он пишет, увольняется. Но квартиру ему так и не дают. А когда он приходит требовать, то слышит: “Мы, пожалуй, из списков части тебя исключим”. И исключают.

И все как будто по закону. Такие дела есть в судах, но судьи ничего сделать не могут.

Абсурдная ситуация сложилась в Минобороны и Погранвойсках ФСБ и с уволенными по оргштатным мероприятиям. Необеспеченных жильем выводят в распоряжение командира части. Человек на службу не ходит, а зарплату получает сполна. К примеру, майор, который “завис”, получает 15 тысяч в месяц, и так — несколько лет подряд. В некоторых управлениях таких прикомандированных числится до сотни. А значит, миллионы бюджетных рублей в год только с одного подразделения улетают просто в никуда.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру