Ветеран дошел до Страсбурга

Началось слушание по делу Василия Кононова

После обретения независимости Прибалтика решила показать всем, как надо бороться с врагами народа, которые в свое время всячески мешали коренным жителям. Латвия на роль “козла отпущения” выбрала бывшего партизана Василия Кононова. В 2004 году его осудили за геноцид латышского народа. Виноватым он себя не считает, а потому  подал иск против Латвии в Европейский суд по правам человека. Но только вчера, после вмешательства российской стороны, начались слушания по этому делу.

СПРАВКА "МК"

Дело Василия Кононова началось в 1998 году. Тогда рижский окружной суд признал его виновным в убийстве мирных жителей в деревне Малые Баты 27 мая 1944 года и приговорил к 6 годам тюремного заключения. Однако верховный суд освободил Кононова из-под стражи в зале суда по состоянию здоровью. Дело было направлено на доследование. Тогда же, по распоряжению и.о. Президента РФ Путина, Кононову было дано российское гражданство.

“Доследование” продолжалось до 2004 года, и верховный суд Латвии оставил в силе приговор первой инстанции, заменив меру пресечения на 1 год и 8 месяцев, однако по состоянию здоровья Кононова в тюрьму не посадили. Поскольку на тот момент Кононов уже был гражданином РФ, его хотели выслать из страны, однако правозащитники от имени партизана обратились в Европейский суд по правам человека.

В Латвии говорят, что история Василия Кононова была бы совсем другой, не попади он на страницы книг про войну. В свое время разведгруппа под командованием Кононова была заброшена в Латвию, однако ее практически всю уничтожили латыши, служившие на стороне вермахта. В живых остались сам Кононов и еще несколько бойцов, которые решили отомстить за гибель своих товарищей. История эта попала в книги о войне, и спустя 60 лет, когда Латвия стала независимой, Кононова решили показательно наказать за “убийства”.

— Латвия очень вольно трактует понятие “геноцид”, — сказала “МК” депутат Европарламента от Латвии Татьяна Жданок. — Действия партизан во время войны никак не подходят под это определение. Как будет рассматривать это дело суд — посмотрим.

Правозащитник Алексей Димитров из латышского представительства в Брюсселе уверен, что дело “Кононов против Латвии” растянется на долгое время. “Слушания только начались, и можно с уверенностью сказать, что продлятся они довольно долго. Как показывает практика, такие дела могут рассматриваться целый год”, — говорит Димитров. По его словам, Латвия, осудив партизана, поступила вопреки международным нормам.

“Европейская конвенция гласит, что человек не может быть осужден за действия, которые не противоречат закону. На тот момент Кононов был партизаном, он действовал по закону военного времени, а значит, никак не подпадает под современный латышский закон о военных преступлениях. Хотя бы уже потому, что этот закон был принят во время независимости. Закон не имеет обратной силы, но в отношении Кононова это правило почему-то не действует”.

В кулуарах Страсбургского суда с интересом будут наблюдать за ходом слушаний, правда, наши источники уверяют, что Кононову не повезло с адвокатом, у которого не самая хорошая репутация, да и опыта маловато.

Сам Василий Кононов находится сейчас в Латвии, у себя дома, поскольку состояние здоровья не позволяет ему быть в Страсбурге.

В то же время в соседней с Латвией Эстонии также началось преследование одного из ветеранов. Арнольд Мери, которому уже 88 лет, обвиняется Эстонией также в геноциде. Якобы он принимал самое активное участие в депортации эстонцев с острова Хийума. Если верить уголовному делу, заведенному против него эстонской полицией безопасности, то Мери зверствовал, не щадя ни женщин, ни детей. Сам Мери не отказывается от того, что принимал участие в депортации, однако вовсе не в той роли, которую приписывают ему сегодняшние власти.

Самое пикантное в этой истории то, что Арнольд Мери — двоюродный брат бывшего президента Эстонии Леннарта Мери, который в свое время был депортирован в Сибирь. Пока был жив Леннарт, Арнольда никто особо не трогал. Но бывший президент умер несколько лет назад, и вот теперь решили всерьез взяться за его брата.

— Я спокойно отношусь к этим событиям. Они тянутся с 1995 года и вряд ли закончатся до тех пор, пока я не умру, — сказал Арнольд Мери в одном из интервью. Сам себе он отмерил еще два года.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру