Смертельный “Фокус”

Погибший глава Костромской области Виктор Шершунов не воспользовался машиной сопровождения ГАИ

Вчера ночью в Подмосковье, на 76-м километре Ярославского шоссе, в автокатастрофе погиб губернатор Костромской области Виктор Шершунов. Он и его водитель получили смертельные травмы после того, как в чиновничий “Мерседес-S430” врезался “Форд-Фокус”, выехавший на встречную полосу. Репортеры “МК” выяснили подробности рокового ДТП.

Удивительный факт: Шершунов отправился в командировку в Москву (в четверг его ждали на совещании в Росатоме) без машины сопровождения. Хотя все сановники такого уровня, согласно специальному распоряжению, могут пользоваться для сопровождения автомобилем, который предоставляет ГАИ.

“Как получилось, что губернатор ехал без сопровождения, тем более ночью?” — спросили мы в администрации Костромской области.

— Виктор Андреевич был на редкость демократичным руководителем и не хотел никого обременять, — говорит начальник пресс-службы губернатора Ивета Андреева. — Он без машины сопровождения ездил очень часто. А по области практически всегда перемещался даже без водителя, сам сидел за рулем...

* * *

Виктор Шершунов стал губернатором Костромской области в 1996-м. До того он многие годы трудился в Костроме следователем, заместителем прокурора, а потом и прокурором Ленинского района города: по первому образованию он юрист. Став губернатором, Шершунов получил еще и экономическое образование (а в 2007-м получил степень доктора экономических наук). На пост губернатора переизбирался трижды. Последний раз — в 2005-м.

Шершунов за все годы своего правления был замечен только в одном скандале. Кстати, связан он был именно со злополучным “Мерседесом” модели S 430L 4M, в котором разбились Виктор Шершунов и его водитель. В 2003 году главу области обвинили в нецелевом расходовании средств из бюджета — мол, “Мерседес” стоимостью более 4 млн. рублей он приобрел незаконно. Дело даже дошло до арбитражного суда. Но спустя некоторое время весь сыр-бор сошел на нет.

Между прочим, в своей деятельности губернатор Шершунов немало внимания уделял дорожному движению. Он даже издал специальный указ о приведении дорог области в безопасное для движения состояние. Те участки, которые были плохо освещены или имели колдобины, он велел местным главам вообще закрыть для движения, до устранения неисправностей. На приз губернатора Шершунова в области устраивался конкурс по фигурному вождению автобусов и легковых автомобилей.

* * *

Водитель Виктора Шершунова — 51-летний Владимир Цветков — работал с ним с первого дня его службы на посту главы администрации Костромской области, c 1996 года. Это был один из самых опытных шоферов в губернаторском гараже. Как и у Виктора Шершунова, у Владимира Цветкова осталось трое детей.

— У водителей из нашего гаража есть свое мнение насчет этого ДТП, — рассказали “МК” в местной администрации. — Они говорят, что ситуация вообще очень странная, и считают, что “Форд”, видимо, давно ехал по встречной полосе, то есть не моментально выскочил навстречу. Володя, увидев злополучный “Форд”, вывернул руль. Но скорость у обоих автомобилей была высокая. И так получилось, что губернаторский “Мерседес” представительского класса подставился боком. В результате было несколько ударов: в бок и в лоб.

Потом машина перевернулась несколько раз и упала в кювет, в болото. “Мерседес”, что называется, всмятку. Володю Цветкова очень долго вырезали из машины — никак не могли достать тело, настолько серьезно пострадал автомобиль.

Схожую версию высказал “МК” и начальник ГИБДД Московской области Сергей Сергеев:
— Это страшное ДТП произошло на совершенно прямом участке Ярославского шоссе. Там нет освещения, лес с обеих сторон, но дорога хорошая. До сих пор в этом месте случались лишь мелкие аварии, в которых сталкивались машины, двигавшиеся в попутных направлениях. На встречные полосы на этом участке на моей памяти никто не выезжал. Собственно, и совершить такой маневр крайне сложно. Ведь трассу разделяет не просто полоса разметки, а довольно широкий газон. Да и дорога в обоих направлениях широкая — 6,8 метра в каждую сторону. Сейчас известно лишь, что водитель автомобиля “Форд-Фокус” двигался по встречной полосе.

Теперь предстоит выяснить, где и каким образом водитель “Форд-Фокус” перестроился и нарушил Правила.
Отметим, что часа за три до аварии начался сильный дождь...

* * *

“Скорая” оказалась на месте ДТП случайно — просто проезжала мимо. Сначала врачи метнулись к водителю “Форда” — он стонал и пытался пошевелиться. Разбитый “Форд” стоял на разделительном газоне.

— Водитель “Форда”, Андрей Никифоров, был в сознании, — рассказывают врачи. — Но находился в шоке. У него сломаны голень, бедро, руки, закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение мозга. Мы вызвали подмогу и отправили мужчину в ЦРБ Сергиева Посада.

К “Мерседесу” долго не могли подобраться. Водителя буквально скрутило в узел между сиденьями, губернатор оставался на своем месте. Но они умерли еще до приезда врачей от множественных переломов.

Если Никифоров выживет, ему грозит обвинение по статье 264, часть 3 УК РФ — нарушение Правил дорожного движения, повлекшее смерть двух лиц. Срок — до 10 лет.

Андрей Никифоров — родом из Ярославля. Там его хорошо знают: несколько последних лет мужчина возглавлял компанию “НП-Транс”. “Они и грузы перевозят, и хранением товаров занимаются, — пояснили “МК” в администрации города. — Но вообще компания небольшая”. В Москве Никифоров был по личным делам и как раз возвращался домой. Все, кто его знал, говорят, что машину 34-летний коммерсант водил хорошо, права получил в 1998 году. “В нашей фирме все на нем держалось”, — горюют коллеги.

ГУБЕРНАТОР НЕ БЫЛ ПРИСТЕГНУТ

Погибших могло и не быть, если бы и г-н Шершунов, и его шофер были пристегнуты. Однако, понадеявшись, видимо, на супернадежность немецкого автомобиля, сидевшие в Mercedes S430 игнорировали ремни безопасности (высокопоставленный чиновник расположился на переднем сиденье). А вот водитель Focus (машина имеет как минимум две подушки безопасности) ремнями воспользовался и исключительно благодаря им остался жив.

Кстати, обе попавшие в аварию машины отличаются высокой степенью безопасности. Скажем, Ford Focus в серии краш-тестов европейской ассоциации EuroNCAP с суммарным результатом 35 очков получил максимальную оценку в 5 звезд. Оба испытания (фронтальный и боковой удары) автомобиль прошел с одинаковым результатом в 16 баллов.

Mercedes S430 краш-тестов не проходил. Однако можно предположить, что те же 5 звезд по безопасности он наверняка бы заработал. Но игнорирование рекомендаций производителя по использованию систем безопасности (в том числе и сакраментальное “пристегните ремни”) снижает их эффективность.

Поэтому, повторим, ДТП с участием автомобиля губернатора Костромской области в очередной раз подтверждает давно доказанный постулат: с максимальной эффективностью защитные системы современного автомобиля работают лишь в комплексе, и пренебрежение элементарными и весьма простыми для исполнения правилами чреваты самыми тяжелыми последствиями.

СПРАВКА "МК"

Современные трехточечные ремни безопасности снижают вероятность летального исхода при ДТП на 40—50 процентов, а риск быть серьезно травмированным — на 50—65 процентов. Всего же, по некоторым оценкам, за свое без малого полувековое существование трехточечный ремень безопасности сохранил жизнь почти миллиону человек.

КАК БУДУТ ОБЕРЕГАТЬ ЧИНОВНИКОВ

За границей сановники, разумеется, тоже не застрахованы от несчастий на дорогах. Не далее как в апреле этого года тяжелейшие травмы в ДТП получил губернатор американского штата Нью-Джерси Джон Корзайн — его автомобиль “подрезал” грузовик. Причем чиновник тоже сидел на переднем пассажирском сиденье. Полтора года назад калифорнийский губернатор Арнольд Шварценеггер врезался в другую машину, будучи за рулем, и разбил губу. Наш аналогичный список — тоже достаточно длинный.

Как стало известно “МК”, уже в ближайшее время планируется принять дополнительные меры по охране губернаторских авто. Присутствие машины сопровождения из ГИБДД станет обязательным, вплоть до угрозы наложения крупного штрафа на легкомысленного хозяина области или края. Гаишникам позволят проводить что-то вроде “зачистки” трассы перед машиной губернатора. Кроме того, главам регионов рекомендуют использовать бронированные автомобили. И уж, конечно, не пренебрегать ремнями безопасности.

Похороны губернатора Костромской области Виктора Шершунова пройдут в субботу. По предварительной информации, Виктора Шершунова и его водителя Владимира Цветкова будут хоронить вместе.

ИЗ ДОСЬЕ "МК"

ГИБЕЛЬ ЧИНОВНИКОВ В АВТОКАТАСТРОФАХ

Ноябрь 1996 г. — в Москве в автокатастрофе погиб заместитель руководителя аппарата Правительства РФ Валерий Гриднев. Авария произошла на Кутузовском проспекте. Машина “Ауди”, в которой ехал Гриднев, столкнулась с автомобилем “Жигули”.

Декабрь 2001 г. — в автокатастрофе погиб главный советник аппарата полномочного представителя Президента РФ в СЗФО Геннадий Кенюхов. На шоссе Псков—Кингисепп—Краколье чиновник не справился с управлением на покрытой льдом дороге и врезался во встречный автомобиль.

Февраль 2003 г. — автомобиль,  которым управлял мэр Барнаула Владимир Баварин, вылетел с трассы и перевернулся. Баварин скончался через два часа после аварии.

Ноябрь 2004 г. — в результате автокатастрофы погиб глава Чеховского района Подмосковья Геннадий Недосека. По версии следствия, Недосека не справился с управлением, в результате чего его “Хаммер” упал в кювет и загорелся.

Май 2005 г. — в автокатастрофе погиб вице-губернатор Тверской области Султан Ахмеров, чья “Волга” столкнулась с ехавшим навстречу джипом.

Август 2005 г. — в автокатастрофе погиб губернатор Алтайского края Михаил Евдокимов. “Мерседес”, в котором он находился, на скорости около 150 км/ч вылетел с трассы и врезался в березу.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру