Без розовых очков

Два года нацпроектам “праздновали” в школе

23 сентября 2007 в 18:01, просмотров: 170

Отставка правительства заслонила собой другое важное событие: двухлетие нацпроектов.

Удовлетворив так называемое собственное желание Фрадкова об уходе, президент отправился отмечать “день рождения” нацпроектов в Чувашию и Белгород. Они — эти проекты — состоялись.

Такой вывод можно было сделать из слов Путина. С учетом обстоятельств заявление главы государства прозвучало не так громко, как ожидалось, но главное — оно прозвучало.

Если в Белгороде глава государства знакомился с ходом реализации нацпроектов по сельскому хозяйству и жилью, то в Чувашии инспектировал проекты “Образование” и “Здравоохранение”. В чувашском селе Новые Тренькасы ВВП продемонстрировали школу. Учебное заведение в рамках нацпроекта “Образование” выиграло конкурс инновационных школ и получило господдержку в размере 1 млн. рублей. Учительница химии, в кабинет которой вошел президент, моментально высказала свое отношение к нацпроектам. Оно было положительным. “Как здорово, что есть нацпроекты! Мне хочется сказать спасибо людям, которые заботятся о сельских школах”.

Педагог продемонстрировала гостям (кроме Путина в школу прибыли Дмитрий Медведев, ставший в связи с отставкой правительства и.о. первого вице-премьера, и президент Чувашии Николай Федоров) закупленное на деньги государства оборудование: мультимедийный проектор и электронное пособие по химии. “Наша сельская школа ничем не уступает японским и немецким”, — просветил ВВП г-н Федоров. Смелое заявление.

Переходя из кабинета в кабинет, президент дошел до последнего пункта: помещения, где работе на компьютерах и пользованию Интернетом обучаются сами педагоги. Увы, глава государства не смог лицезреть главное событие: как один из учителей страстно “настучал” на экране: “Ура! Сегодня мы видели Путина!” Самое интересное, что педагог это написал до прихода ВВП, а при его появлении запись моментально стер. Сноровка, с которой действовал мужчина, показала, что нацпроект “Образование” пошел на пользу не только школе, но и ему лично: учитель познал компьютер.

Позже Владимир Путин провел видеоконференцию с педагогами из нескольких регионов. Учителя на редкость единодушно славили образовательный нацпроект. В основном речь шла о системе подушевого финансирования.

В переводе на русский язык это означает: чем больше у педагога учеников, тем больше у него зарплата. “У нас средняя зарплата выросла на 26% — с 6 до 8,5 тысячи рублей”, — сообщил преподаватель из Белгородской области.

На следующий день, в Белгороде, глава государства провел заседание Совета по реализации нацпроектов. Это мероприятие завершало путинскую поездку и было посвящено образованию. Вначале глава государства высказался о нацпроектах в целом. И сказал о них очень много хорошего.

“Но в целом в этих отраслях (имеются в виду направления, в которых действуют нацпроекты. — “МК”) проблем еще очень и очень много. Так что у нас не должно быть никаких розовых очков. Нужно смотреть правде в глаза!” — грозно завершил выступление президент.

Главный куратор нацпроектов Дмитрий Медведев посвятил свою речь основной теме совещания — образованию. По словам и.о. первого вице-премьера, в рамках нацпроекта поддержку уже получили “тысячи школ, десятки вузов, техникумов, которые внедряют инновационные программы. На базе более десятка ранее существовавших вузов создано два новых университета в Сибирском и Южном федеральных округах. Они должны стать по сути университетскими центрами”. Дмитрий Анатольевич высказал мнение, что пора прекращать практику распределения денег между вузами на основании “контрольных цифр приема студентов”.

“Преимущественное право обучения на бюджетных местах должны иметь выпускники, которые получают лучшие результаты как по итогам ЕГЭ, так и по итогам олимпиад и конкурсов. А государственные средства должны следовать за студентом в тот вуз, который он выбрал”, — посчитал Медведев. Свою идею он расширил еще одним предложением: создать при вузах специализированные школы для талантливых детей.

Глава Минобрнауки Андрей Фурсенко сообщил о еще одной, как он выразился, “важной миссии инновационного образования”: обновлении образовательных стандартов. Соответствующий законопроект уже принят Думой в первом чтении. Кстати, министр признался, что сегодня менее 30% российских детей учатся в условиях, полностью отвечающих современным требованиям. Фурсенко заверил Путина, что за три года реализации нацпроекта “Образование” количество таких учеников будет увеличено до 70% от общего числа…

Выслушав всех ораторов, глава государства поручил подготовить план формирования современной системы образования к марту 2008 года. А вот контролировать исполнение поручения, видимо, будет уже новый президент.

Владимир ПУТИН:

" Много было у нас сомнений по поводу того, как пойдут национальные проекты. Ну и первые шаги были непростые. И когда мы обсуждали (еще два с половиной года назад начали это обсуждение), конечно, было много сомнений: будут ли они эффективно работать, что они вообще дадут; не выбросим ли мы эти деньги, скажем, на жилищные программы или даже на сельское хозяйство, на здравоохранение. Были опасения, что просто деньги отдадим, и поскольку они ложатся на неподготовленную инфраструктуру и на неподготовленные кадры, то будут просто утрачены государством и никакого эффекта не дадут.

Я очень рад, что этого не случилось — а наоборот.

Конечно, проблем в стране, как мы говорим и знаем, гораздо больше, чем те, которые решены с помощью национальных проектов. Больше того, с помощью национальных проектов мы и не сможем решить все проблемы. Это, как мы и говорили, только катализатор. Это просто толчок в нужную сторону, но толчок по некоторым направлениям ощутимый. И самый главный результат — это даже не количество оборудования, которое приобретено в системе здравоохранения, в его первичном звене. И даже не количество машин “скорой помощи”, хотя мы полностью переоснастили парк “скорой”. И даже не гранты, может быть, как таковые в системе образования и не новое оборудование.

Мне кажется, что все–таки главный результат — это то, что люди поверили, что государство повернулось к ним лицом, — первое.

И второе. Люди стали меняться в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет жизнь. Глаза горят.

Горят глаза! Мне вчера одна преподавательница в Чувашии, которая занималась освоением компьютерной техники, сказала: “На пенсию пора. Неохота на пенсию уходить. Интересно. Стало интересно работать”. И вот это самое главное. Самый главный результат — чтобы у людей росло желание работать, и работать эффективно на том месте, где они сегодня трудятся. "

На заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов
 демографической политике, Белгород,
13 сентября.



Партнеры