Трасса длиною в жизнь

Дороги, которые нас выбивают

25 сентября 2007 в 15:26, просмотров: 350

Гибель костромского губернатора Виктора Шершунова на федеральной трассе “Холмогоры” вызвала весьма болезненную реакцию в обществе. Практически с первых часов расследования российские СМИ принялись обсуждать самые различные версии происшедшего. Следователи, эксперты, журналисты ищут свидетелей и очевидцев. А между тем один свидетель и даже соучастник трагического происшествия уже имеется. Это — дорога. Точнее, федеральная трасса “Холмогоры”.

После этого трагического ДТП на 76-й километр трассы М-8 выехала передвижная лаборатория. По результатам ее исследования фактические параметры дороги в месте совершения ДТП выглядят следующим образом. Ширина левой и правой полос движения по существующим нормативам должна быть 3,75 метра, а фактически составляет 3,30 и 3,40 метра. Обочина по отношению к проезжей части занижена на 5 сантиметров, а допускается не более 4. Ширина укрепительной полосы обочины должна быть не менее 0,75 см, а реально — 0,65. Поперечный уклон дороги достигает 20 процентов, а требуется 15. И, наконец, колейность составляет 0,015 метра, а должна быть не более 0,01 метра.

Конечно, человеку несведущему эти, прямо скажем, незначительные перепады в сантиметрах мало что расскажут, да и прямой причиной столь страшной аварии вряд ли послужили. К тому же более высокие требования заложены в нормативных документах, регламентирующих строительство новых, современных дорог.

“Холмогоры” же трасса достаточно старая, хотя и не совсем “убитая”. Но гоняют-то по ней не сверяясь с дорожными метриками.

Специалисты уверяют, что на участке трассы, где произошла трагедия, лучше всего передвигаться со скоростью 70 километров в час. Но покажите мне водителя, который станет соблюдать подобный скоростной режим! У нас и по городским улицам при возможности быстрее ездят. А тут — трасса, впереди дальняя дорога, даже законопослушные водители 70 км/ч превышают.

Так вышло, что в те дни, когда началось активное разбирательство “холмогорской” трагедии, прошло плановое заседание Московской областной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения. Обсуждались результаты комплексного обследования улиц и автодорог Подмосковья. Они неутешительны, поскольку “улучшение состояния дорожной сети осуществляется медленно”. В ходе диалога выяснилось, что “на многих участках дорог не в полном объеме или некачественно ликвидированы неровности и ямочность проезжей части”.

Не случайно вице-губернатор Московской области Алексей Пантелеев на этом заседании комиссии выступил с резкой критикой в адрес Федерального управления автомобильных дорог России. Он обратил внимание на то, что дорога на этом участке на 40 см уже, чем того требуют нормативы, многие иные параметры также не соответствуют нормам. “Формальный подход и непринятие решений способствуют таким транспортным происшествиям. Понятно, что есть объективные факторы, однако мы имеем и субъективные”, — продолжил вице-губернатор. Он добавил, что есть необходимость проверки всех федеральных трасс, которые проходят по территории Московской области. Пантелеев подчеркнул, что подобные происшествия происходят ежедневно, причем 60% приходится именно на федеральные трассы.

Взять, к примеру, дорожные ограждения. Даже там, где положено по всем ГОСТам, — установлены не везде, к тому же смонтированы из рук вон плохо. Здесь “отличились” уже упомянутая трасса “Холмогоры”, Дмитровское, Каширо-Симферопольское шоссе, трасса “Балтия”, Москва—Рославль и еще ряд других.

Конкретно по автодорогам. Москва — Нижний Новгород... На значительном протяжении имеет место неудовлетворительное содержание проезжей части, обочин. Многие дорожные знаки отсутствуют. Здесь много вопросов к ограждениям — не везде имеются, во многом не соответствуют стандарту или деформированы.

Москва — Минск. Многие участки этой федеральной трассы требуют обновления дорожной разметки, установки недостающих знаков.

Москва — Санкт-Петербург. С 29-го по 47-й километр, по сути, отсутствует горизонтальная разметка. Около половины дорожных знаков нуждаются в замене. Проезжая часть в черте городов Солнечногорск и Клин требует немедленного ремонта.

Мы уже не говорим о строительстве объездных дорог и развязок, без которых область просто задыхается в многокилометровых пробках. Речь идет о завершении реконструкции Волковского шоссе в Мытищинском районе, строительстве объездных дорог в районе Сергиева Посада, Щелкова, Железнодорожного, в Одинцовском районе и других.

Отдельная строка — железнодорожные переезды на подмосковных трассах. Как выяснилось, более половины из них имеют неудовлетворительную видимость на подходах, 60 процентов оборудованы нестандартными удерживающими ограждениями, на каждом седьмом нет пешеходных дорожек, а каждый пятый не обустроен дорожными знаками.

Практически на каждой федеральной трассе имеется немало участков, где отсутствует должное наружное электроосвещение. И неудивительно, что именно на этих затемненных участках аварийность и не думает снижаться. Более того, растет завидными темпами.

И еще несколько цифр, как говорится, для сравнения и для наглядности. Если за январь—август 2006 года на федеральных трассах Подмосковья произошло 2304 дорожно-транспортных происшествия, то за аналогичный период нынешнего года — 2601. Соответственно, наблюдаем и рост погибших в результате этих ДТП людей: 775 человек против 667. И пострадавших тоже прибавилось. Раненых было 3234, а стало 3488.

Неужели для того, чтобы с новой силой заговорили о дорожных проблемах, требуется гибель на федеральной трассе чиновника федерального значения?

Примечательно то, что ГИБДД Подмосковья проводит действительно гигантскую работу по выявлению недостатков в эксплуатации автодорог. Более того, настойчиво требует их устранения. Судите сами: на этот счет за 8 месяцев нынешнего года дорожным организациям выдано 2215 предписаний, составлено 209 административных протоколов. Более того, за невыполнение предписаний 120 протоколов направлено в судебные инстанции.

А что же дорожники? Те, образно говоря, интимно подмигивают и объясняют: ребята, не судите строго — на нормальные дороги, сами понимаете, у нас и у государства нет денег. И это означает, что и губернаторы, и токари с пекарями будут и дальше слетать с обочин и врезаться в столбы и встречные автомашины.

СПРАВКА "МК"

На территории Московской области пролегает 42 442 километра дорог. Из них 2213 — это трассы федерального значения. Именно они лидируют по количеству ДТП — за 8 месяцев нынешнего года их произошло уже 2601. На подмосковных трассах за аналогичный период — 2300 ДТП.




Партнеры