Москва демонстрирует восточное гостеприимство

Гастарбайтеров собираются страховать и снабжать памятками

Доходы таджикских мигрантов равны двум национальным бюджетам Таджикистана. Тем не менее в российскую казну от их деятельности поступают сущие крохи. И не в последнюю очередь в этом виноваты криминальные бригадиры, жестко контролирующие заработки гастарбайтеров. Об этом и многом другом шла речь на “круглом столе” “Правовое регулирование процессов трудовой миграции”, который прошел в рамках межпарламентского форума “Россия—Таджикистан”.

Работать в России готовы все таджикские мужчины

В первый день форума собравшиеся говорили больше за здравие — о дружественных отношениях наших государств, о культурно-экономическом сотрудничестве двух столиц. Во второй день члены делегаций были настроены более скептически. В камерной обстановке круглого стола официальные лица не стеснялись рубить правду-матку.

— Немалую часть нашей экономики составляют деньги, зарабатываемые за пределами страны. Поэтому миграция — стратегическое направление для нашего государства, — признался начальник миграционной службы МВД Таджикистана Рамазан Рахимов.

Коллегу поддержал министр труда и социальных отношений, на пальцах объяснив причины массового наплыва граждан Таджикистана в Россию.

— Численность трудоспособного населения республики за последние 15 лет выросла на 54%, а уровень занятости — только на 7%. Таджикистан имеет избыточные трудовые ресурсы, а России не хватает рабочей силы, так что процесс взаимовыгодный, — резюмировал он.

Чиновники заявили, что готовы дать России до 800 тысяч работников. В принципе в масштабах нашей страны это невеликая цифра. А вот для Таджикистана, где проживает меньше 7 миллионов человек, — колоссальная.

Если произвести элементарные подсчеты (вычесть женщин, детей и стариков), получается, что 800 тысяч — это практически все трудоспособное мужское население республики. Правда, гости из Таджикистана уверяли, что их мигранты никоим образом не могут угрожать экономической безопасности России. Во-первых, всех таджикистанцев в 23 раза меньше, чем россиян. А во-вторых, ВВП этой среднеазиатской республики составляет лишь 1% от ВВП России. Гораздо больше чиновников волнует безопасность самих таджиков в Москве. И, надо сказать, небезосновательно.

Мигрант — легкая добыча для преступника

Ясно, что таджики согласны трудиться в Москве и других крупных российских городах за любые деньги, лишь бы как-то обеспечивать себя и свои семьи. И этой готовностью пользуются многочисленные посредники, которые вылавливают мигрантов на вокзалах и автостанциях. Эксперты открыто заявляют о том, что посредники активно способствуют развитию таких явлений, как принудительный труд и даже торговля людьми. Часто приезжие из Средней Азии не могут легализоваться по той простой причине, что они просто не имеют представления, куда идти и что делать. С зарплатой — вообще особая история.

— Обычно таджик приезжает работать в бригаду, и зарплату за всех работников получает бригадир. Он и распоряжается деньгами, — рассказал председатель комитета по делам СНГ Совета федерации Вадим Густов. — Немалая доля идет участковому милиционеру, часть заработка (в лучшем случае 4—5 тысяч рублей) отправляется в Таджикистан семье мигранта. То есть из зарплаты в 300—400 долларов сам мигрант получает рублей 300, которых хватает разве что на звонки домой.

— Многие мигранты едут в Россию именно на авось. И вольно или невольно попадают в ситуации, заканчивающиеся трагически, — продолжил обсуждение замначальника управления внешней трудовой миграции ФМС России Сергей Болдырев. — Этого можно избежать, если перейти на набор по принципу трудовой биржи.

Предположим, я — работодатель, и мне в ближайшее время потребуется 100 работников. Исходя из нынешней ситуации я могу подать официальную заявку только на 2009 год — даже на 2008-й я уже опоздал. А работники нужны мне сейчас, иначе бизнес горит синим пламенем. Что делать? Выход один — втихаря набрать нелегалов.

Совсем другое дело, если я могу обратиться на специальную биржу труда за рубежом (или в организацию, которая контактирует с этой биржей) .

В этом случае таджикистанцы уже четко знают, по какому адресу их ждут, чем они будут заниматься, сколько получат. Разумеется, перед выездом они должны пройти медобследование и получить информацию об условиях проживания в России. Когда более-менее подготовленный мигрант приезжает, работодатель регистрирует его в течение трех дней.

Эти положения прописаны в программе государственного регулирования внешней трудовой миграции, которую разработала ФМС. В следующем году документ должен поступить в Госдуму.

Для нелегалов открыли сайты в Интернете

Совершенно неожиданным оказалось выступление представителей российской службы занятости. Сначала они рассказали, что из 400 тысяч таджикских мигрантов, получивших разрешение на работу в этом году, официально сообщили о трудоустройстве только 17%. А что же остальные? Неужели они приехали в Россию, чтобы получить разрешение на работу и тут же уехать домой? Глупо. Может, мигранты за полгода так и не нашли работу?

Сомнительно.  Работодатели не подали данные? А вот это более вероятная версия. Ушлые коммерсанты предпочитают лишний раз не светиться. Но особенно удивило собравшихся даже не это. Как выяснилось, специально для гастарбайтеров есть “горячие линии”, их телефоны находятся на сайте ФМС. Кроме того, мигрант может обратиться не только к диаспоре, но и в российскую службу занятости. Для этого он должен принести паспорт и сообщить свою профессию. По базе данных сотрудник найдет ему вакансию. Но где вы видели мигранта, ищущего работу через государственные органы?

— Я занимаюсь проблемами миграции 4 года, но про службу занятости впервые услышал здесь, на круглом столе, — недоумевал депутат Госдумы Владимир Плигин. — А особенно мне понравилось про сайт с телефонами “горячих линий”. У нелегалов что, компьютеры с Интернетом есть?

Низы не могут, верхи хотят

Для Таджикистана регулирование нелегальной миграции не менее важно, чем для России. Правительство республики приняло программу по миграции до 2010 года. Мэр Москвы Юрий Лужков и мэр Душанбе Махмадсаид Убайдуллоев в прошлый понедельник подписали план сотрудничества  на 2008—2010 годы. Сейчас правительство Москвы и ФМС разрабатывают проект соглашения между столицами России и Таджикистана в области трудовой миграции.

Для того чтобы стать более защищенным, мигрант как минимум должен знать законы пребывания и русский язык. Если старшее поколение еще помнит “великий и могучий”, то 16—18-летние таджики не знают даже самых необходимых слов. Что уж в этом случае говорить о знании нового российского миграционного закона, вступившего в силу 15 января этого года.

— Перед круглым столом я разговаривал с  таджиками-гастарбайтерами, — рассказал г-н Плигин. — Двое мигрантов работают на стройке, не имеют квалификации и с трудом говорят по-русски. Они, естественно, вообще не понимают закон. Еще один мигрант — официант с двумя высшими образованиями, прекрасно знает русский язык. Но и он признался, что не понимает нового миграционного закона.

— За прежние годы люди привыкли, что в нашей стране можно жить и нелегально, — говорит завкафедрой социальной статистики и демографии Российского государственного социального института Ольга Воробьева.

— Значит, им нужно объяснить, что ситуация изменилась. У меня есть предложение: при выдаче пластиковых разрешений на работу давать мигрантам памятку, где прописаны самые необходимые вещи. Еще целесообразно было бы снизить уровень налогов. Сейчас мигранты, которые проживают в России меньше полугода, должны отчислять 30% от зарплаты — это их отпугивает, и они не платят вообще. А вот если бы эту планку снизить — пусть не до 13%, а хотя бы до 20% — их зарплата сразу бы “побелела”.

— Если мне через месяц ФМС или служба занятости пришлют простую для восприятия брошюру для мигрантов — буду рад. И совсем хорошо, если ее переведут на таджикский язык, — поддержал г-жу Воробьеву депутат Плигин. — И насчет налогов надо подумать.

ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ ТАДЖИКСКАЯ СТОРОНА

* увеличить срок получения регистрации в Москве с 3 дней хотя бы до недели

* провести амнистию в отношении таджикистанцев, которые были выдворены в 2003—2006 годах из России по причине нелегального пребывания

* проводить конкурсы на лучшего мигранта и лучшего работодателя

ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ РОССИЙСКАЯ СТОРОНА:

* ужесточить требования к работодателям, если они не будут успевать регистрировать мигрантов в течение 3 дней

* готовить гастарбайтеров в странах выезда — в частности, обучать русскому языку

* страховать трудовых мигрантов

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру