Хотеть не вредно

Что выйдет из атаки Саакашвили на миротворцев

Как и ожидалось, президент Грузии Михаил Саакашвили с трибуны Генассамблеи ООН потребовал изменить формат переговоров по Абхазии и вывести оттуда российских миротворцев. Он хочет заменить их “независимыми миротворцами”, которых должно направить в зону конфликта международное сообщество. Грузинский президент обосновал это требование, обвинив Россию в подготовке абхазских террористов. Выступление Саакашвили состоялось, когда в Москве и Тбилиси была уже глубокая ночь, и проходило под грохот канонады: в зоне грузино-осетинского конфликта шла интенсивная перестрелка.

Стороны все еще выясняют, кто первый начал стрельбу, однако сообщения о пострадавших мирных жителях поступили только с осетинской стороны. Состояние одной раненой жительницы Цхинвала крайне тяжелое.

Обстрел жилых кварталов столицы Южной Осетии из минометов, гранатометов и стрелкового оружия велся около двух часов. Миротворцы установили, что стрельба велась со стороны сел Никози и Эргнети, кроме того, перестрелка шла между осетинской и грузинской частями села Приси. После телефонного разговора с Эдуардом Кокойты президент Абхазии Сергей Багапш заявил о готовности вооруженных сил Абхазии выдвинуться в Гальский район, к грузинской границе.

Вероятно, намерение Багапша передвинуть тяжелую технику поближе к реке Ингур связано не только с обострением в Южной Осетии. Руководители Абхазии неоднократно заявляли ранее, что в случае вывода российских миротворцев абхазская армия займет их место вдоль линии абхазо-грузинской границы. Это вернет ситуацию к состоянию осени 1993 года, когда абхазские формирования после победы над войсками госсовета Грузии вышли на Ингур. Двигаться дальше им запретила Москва. Тогда стороны никто не разделял, и такое положение продлилось до 14 мая 1994 года, когда в зону конфликта были введены коллективные силы по поддержанию мира СНГ, а фактически — российские миротворцы. Их ввод был обусловлен Московским соглашением о прекращении огня.

Впрочем, Грузия уже давно нарушает Московские соглашения, например, своими действиями в Кодорском ущелье. По соглашению, там могут находиться только отряды самообороны местного населения и полиция.

Однако позапрошлым летом туда были введены тяжелая техника, боевые вертолеты и спецназ. Дошло до того, что этот спецназ 20 сентября совершил вылазку на контролируемую абхазами территорию и напал на абхазских военнослужащих.

Как Саакашвили намерен вводить в Абхазию каких-то “независимых миротворцев”, если этого не хотят абхазы?

Видимо, в его воображении рисуется некая “операция по принуждению к миру”. Но кто сегодня в мире решится на такую операцию, зная, что это фактически означает столкновение с Россией? Россия бомбить абхазов, как сербов, явно не позволит. Миротворческая операция проводится в Абхазии под эгидой СНГ и ООН и с согласия обеих сторон. Для изменения ее формата тоже нужно согласие как минимум обеих сторон. Между тем лидеры Абхазии неоднократно резко высказывались против введения в зону конфликта каких-либо других миротворцев, помимо российских. Нет оснований полагать, что сейчас эта позиция изменится. Нет также никаких оснований полагать, что Грузию поддержат в этом вопросе и лидеры стран СНГ. Кроме того, военные наблюдатели ООН действуют в Абхазии под прикрытием российских миротворцев, сами они оружия не имеют. В случае вывода российских миротворцев ООН будет вынуждена отозвать и своих наблюдателей. Тогда развитие конфликта примет неконтролируемый характер.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру