За Россию! За Сталина!

Для школьников снова переделают историю

Россия, как известно, страна с непредсказуемым прошлым. Каждые 10—15 лет ее историю переписывают — в соответствии с новыми политическими веяниями. Очередная ревизия, судя по всему, намечается на 2008 год.

Кто, по-вашему, один из самых успешных руководителей Советского Союза? Никогда не догадаетесь — Иосиф Виссарионович Сталин. Именно так написано в пособии для учителей “Новейшая история России. 1945—2006 гг.” Александра Филиппова.

Книгу недавно обсуждали на специальной конференции педагогической общественности. В ней принимали участие такие известные ученые, как директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян и ректор МГУ Виктор Садовничий. Конференция решила одобрить новое пособие. Его также поддержали заместитель министра образования и науки РФ Исаак Калина и секретарь совета при Президенте России по науке, технологиям и образованию Джахан Поллыева.

Чем же так понравилась книга? Что отличает ее от аналогичных? Ведь учебников по истории выпущено уже великое множество, в одном только федеральном списке, рекомендованном Министерством образования и науки РФ, их значится 86, 27 — для старшей школы.

Александр Филиппов уверен, что учителя должны воспитывать старшеклассников исключительно в духе патриотизма, чтобы тинейджеры ощущали себя “носителями ценностей гражданского общества, осознающими свою сопричастность судьбам России”. Задача, бесспорно, благородная, совершенно в духе времени, вот только решается она весьма странным способом.

Оценки многих исторических событий и личностей ХХ века даны в книге довольно своеобразно. Например, политические репрессии 1937 года, в ходе которых погибли миллионы людей, рассматриваются как некий подъем, выход из кризиса. А личность “отца всех народов” и вовсе трактуется удивительно: он, оказывается, “один из наиболее успешных руководителей СССР”. Доказательства? Пожалуйста: при нем территория страны почти достигла границ Российской империи; была одержана победа в Великой Отечественной войне, проведена индустриализация и коллективизация и пр. В результате Советский Союз превратился в супердержаву.

Александр Филиппов, похоже, придерживается той точки зрения, что Сталин получил страну с деревянной сохой, а оставил с атомной бомбой. Про то, какой ценой это было достигнуто, говорится весьма общо — была, мол, “жесточайшая эксплуатация народа”.

В пособии, разумеется, не обойдены вниманием и другие советские лидеры. Так, про Хрущева сказано, что он был “самым большим утопистом”, Брежнев “сыграл положительную роль в истории России”, а при Юрии Андропове началась “давно не виданная кампания по укреплению трудовой дисциплины”.

Деятельность Владимира Путина на посту Президента РФ оценена исключительно высоко: “Россия вышла из затяжного экономического кризиса, решила долговую проблему и в условиях экономического роста приступает к решению наиболее острых социальных проблем”. А весь последний период истории страны (начало XXI века) назван модным термином “суверенная демократия”.

В ближайшее время пособие Филиппова собираются выпустить тиражом 10 тысяч экземпляров и разослать в школы для апробации. Мало кто сомневается, что книга получит широкое одобрение (после такой-то поддержки сверху!). Значит, со следующего года ее могут издать уже массовым тиражом и сделать обязательной для всех учителей. А потом на ее основе выпустят и аналогичный учебник для старшеклассников. Тогда наши школьники будут изучать историю Отечества ХХ века в соответствии с новыми, “правильными” взглядами.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру