Учи без границ

Корреспонденты “МК” побывали в спецклассе

1 октября 2007 в 17:46, просмотров: 554

— Зачем ты учишь русский язык? — спросили у 14-летнего мальчика.

— Я очень люблю Пушкина и хочу прочитать все его произведения, — ответил ребенок.

Казалось бы, чему здесь удивляться? А тому, что мальчик по имени Нгуэн Тоан всего лишь год назад приехал в столицу из Вьетнама. Первое время Тоан объяснялся лишь с помощью жестов. Но, отучившись год назад в специальной “Школе русского языка” для детей зарубежных мигрантов, мальчик стал отлично говорить по-русски. Более того, с этого года он перешел в обычную столичную школу. Посидеть за одной партой вместе с детьми мигрантов отправились корреспонденты “МК”.

Родоначальником “Школы русского языка” стал центр межнационального образования “Этносфера”. Затем идею подхватил Департамент образования и в марте 2006 года утвердил программу интеграции детей мигрантов в московских школах. На базе столичных школ были созданы специальные классы, где педагоги, психологи, логопеды обучали ребят фонетике, лексике, орфографии и рассказывали об особенностях московского быта. Сегодня в столице десять таких учебных заведений — в каждом округе по одному. Мы отправились в центр образования №1429, где “Школа русского языка” функционирует уже второй год.

— В первой половине дня дети обучаются русскому языку, фонетике, орфографии, во второй половине они занимаются в дополнительных кружках танцами, пением, рисованием, — говорит директор центра Любовь Хечанова. — В это время они общаются с другими школьниками на русском языке.

— Между школьниками не бывает конфликтов на почве национализма? — интересуемся мы.

— Дети могут подойти, например, к китайскому мальчику и спросить: “А почему у меня глаза большие, а у тебя узкие?”. Но этот вопрос будет продиктован искренним детским интересом — на следующий день они будут вместе играть, не обращая внимания на различия, — отвечает Любовь Евгеньевна. — А вот если ребенок постоянно слышит от родителей “понаехали тут”, то точно так же он будет относиться к детям с другим разрезом глаз и цветом кожи.

Больше времени на разговоры мы терять не стали и прямиком направились в один из специальных учебных классов.

“Здравствуйте!” — переступая порог классного помещения, обращается к детям г-жа Хечанова.

Дети при виде директора, как и положено школьникам, встали и достаточно четко произнесли слова приветствия.

Пока мы тихонько проходили на задние ряды, я сосчитала учеников — их было шестеро.

— Продолжаем урок! — пытается восстановить дисциплину в классе учитель Лариса Воронина. — Тунг, ты подготовил домашнее задание?

После этих слов худенький мальчик с характерной азиатской внешностью вышел к доске и начал скороговоркой рассказывать стихотворение:

Всей семьей идут гулять,
Ночью вдоль дорожек
Еж-отец, ежиха-мать
И ребенок ежик.

Это четверостишие далось ребенку с трудом, несколько раз учительница поправляла произношение тех или иных слов. Но, когда мальчик закончил, Лариса Михайловна искренне похвалила его, ведь он учит русский язык всего лишь месяц!

Чтобы познакомиться со всеми детьми, мы попросили их представиться и рассказать, откуда они приехали.

Оказалось, что в классе есть ученики из Албании, Вьетнама, Китая, Киргизии, с Кубы.

Как учителю удается научить ребят говорить по-русски, когда уровень знаний у детей нулевой?

— Сложно с ними, но очень интересно! — признается Лариса Михайловна. — Больше всего проблем возникает с родом (женский, мужской, средний) и падежами, дети постоянно путают их.

Но начинать нужно с азов. Например, как объяснить ребенку, что значит “ходить в гости”? Для этого учитель разыгрывает театральную сценку с помощью фигурок лисы и журавля, показывает детям, как сказочные герои встречают друг друга и угощают всякими яствами. Так дети учатся гостеприимству.

Звенит звонок на перемену, учительница строит группу на завтрак. Пока она отводит их в столовую, директриса продолжает рассказывать о своих подопечных.

— Всего у нас три группы детей: малыши — возраст 6—9 лет, средняя группа — 10—12 лет (мы как раз в этой группе. — “МК”) и старшая — 13—16 лет, — поясняет г-жа Хечанова.

И самое главное: для того, чтобы устроить свое чадо в “Школу русского языка”, родителям нужно всего лишь предоставить директору свидетельство о рождении и справку о здоровье ребенка. После этого ребенка определят в одну из групп, в зависимости от возраста.

— И все-таки, неужели не бывает конфликтов с русскими детьми? — допытываюсь у нее.

— Говорю вам, нет! Приведу такой пример: в прошлом году приехали дети, которые у себя на родине учили английский язык, некоторые знали его в совершенстве. Когда об этом узнали наши старшеклассники, они стали бегать к ним со своими домашними заданиями по иностранному языку, — говорит Любовь Евгеньевна.

Более того, как только ученики спецшколы более или менее овладели русским языком, они устроили для всего центра образования праздник, который, по словам г-жи Хечановой, прошел на ура. Дети в национальных костюмах спели “Подмосковные вечера” на русском, а потом на вьетнамском языке!

— Мы знали, что нам нужно будет распределять иностранных детишек по обычным классам. Поэтому нам было важно, чтобы с помощью таких мероприятий ребята познакомились и подружились, — поясняет Любовь Евгеньевна.

Тем временем в класс заглядывают дети из других групп. Среди них кудрявая темнокожая девочка из Кот-д’Ивуара. Куадио Вера Неждана, так ее зовут, удивительно улыбчивая и очень старательная. Она крупными буквами пишет на доске “Я люблю Москву!” и показывает свой дневник, в котором одни “пятерки”. Кто бы мог поверить, что всего лишь год назад Верочка (так ласково зовут ее в школе) была совершенно замкнутым ребенком, который всего боялся.

— Она очень комплексовала по поводу своего внешнего вида. К тому же она приехала из республики, в которой сейчас идут военные действия. Я очень переживала за нее, ведь девочка даже в столовую отказывалась ходить вместе со всеми. Ей казалось, что на нее все смотрят и смеются, — рассказывает Лариса Михайловна.

Тогда учительница взяла Веру за руку и сказала: “Закрой глаза и пойдем вместе!”. Вера объяснила, что не может идти с закрытыми глазами, потому что так ничего не видно. “Вот и люди ходят с открытыми глазами, чтобы видеть, куда идти, но не потому, что они смотрят на тебя!” — успокоила Веру учительница. После этого случая девочка перестала стесняться своего внешнего вида.

Вообще о выпускниках прошлого года учителя вспоминают с гордостью. Многие из них перешли в обычные классы без потери лишнего года. Напоследок Лариса Михайловна заверила нас, что новая группа любит Россию и русский язык не меньше своих прошлогодних предшественников.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА:

Сотрудник центра межнационального образования “Этносфера” Надежда Самойлова:

— В этом году наш центр планирует запустить обучающую программу для взрослых мигрантов и курсы для руководителей предприятий, на которых работают мигранты. За прошлый год в московских “Школах русского языка” отучились 256 детей. Сегодня в них обучаются около 300 человек, до ноября группы будут продолжать комплектоваться.



    Партнеры