Осенний призыв

В госкорпорацию “Ростехнология” призвали передовиков машиностроения

В минувшую пятницу в МГТУ имени Баумана прошла Первая всероссийская научно-практическая конференция “Актуальные проблемы развития машиностроения России”. На ней прозвучал ряд знаковых заявлений: 1 трлн рублей гособоронзаказа вместо бывшего главы МЭРТа Германа Грефа будет контролировать руководитель Военно-промышленной комиссии Сергей Иванов, а создаваемая на базе “Рособоронэкспорта” госкорпорация “Ростехнология” получит особый статус и особые права.

Организатором конференции выступил Союз машиностроителей России. В ее работе приняли участие 830 представителей из 60 регионов страны, представляющих почти 4-миллионную армию машиностроителей.

Мероприятие посетили руководители флагманов российского машиностроения — Объединенная авиастроительная корпорация, “Сухой”, “Салют”, “КамАЗ”, “ГАЗ”, РЖД, “Ижмаш”, “Трансмашхолдинг” и др., — а также ведущих НИИ и проектных институтов страны.

Как заявил открывший конференцию первый вице-премьер РФ Сергей Иванов, функции Министерства экономического развития и торговли по формированию государственного оборонного заказа (ГОЗ) полностью переданы Военно-промышленной комиссии (ВПК) при Правительстве РФ. То есть контролировать ежегодный поток в 1 трлн рублей вместо бывшего шефа МЭРТа Германа Грефа теперь будет глава ВПК Сергей Иванов.

Как пояснил присутствующим первый вице-премьер, ГОЗ “не кормушка, а лакомый кусок — и за него надо побороться”. По его мнению, по-прежнему эти средства расходуются неэффективно, в том числе и по вине машиностроителей, которые задирают цены, не выдерживают срока поставок и т.д. Первый вице-премьер отметил, что к тем, кто не выполняет взятые на себя обязательства, будут применяться штрафные санкции. Как признал в своем докладе гендиректор ФГУП “Рособоронэкспорт”, председатель Союза машиностроителей России Сергей Чемезов, уровень изношенности оборудования в машиностроении запредельный, ценообразование неуправляемо, четкой кадровой политики нет, предприятия не умеют сохранять за собой старые и завоевывать новые рынки сбыта. Многие выступавшие за ним руководители крупных компаний отметили непоследовательность действий государства по поддержке отечественного машиностроения.

Например, Евросоюз установил заградительную таможенную пошлину для импортных грузовых автомобилей в 22%, а российское правительство в ответ ввело аналогичную пошлину только на 5%.

Вообще, политику государства в отношении отрасли трудно назвать логичной. Сначала оно путем приватизации раздавало на залоговых аукционах налево и направо наиболее лакомые куски машиностроительной отрасли.

Имущество наименее ликвидных предприятий было разворовано. Несколько лет назад в рамках административной реформы были предприняты попытки взять под государственный контроль еще работающие заводы через агентства. Но и эта попытка с треском провалилась. “Крепкие хозяйственники” из ведомств чуть не угробили дело. Поэтому чиновников тихо отодвинули от машиностроения подальше. Теперь в моде новая игрушка — государственные корпорации, в которые кнутом и пряником загоняют наиболее экономически успешные акционерные общества. Банк Развития, “Роснанотех”, Госкорпорация по атомной промышленности, создаваемые под жестким контролем государства, надо полагать, по примеру Южной Кореи призваны стать проводниками нового курса на построение “государственного капитализма с человеческим лицом”. Правда, LG, “Дэу”, “Самсунг”, “Хендэ” и другие гиганты корейской экономики формально находятся в частных руках.

О том, какой непоследовательной является политика государства, можно судить по двум примерам. Сначала государство за копейки отдало в частные руки две самые яркие жемчужины отечественного судостроения — “Балтийский завод” и “Северная верфь” в Санкт-Петербурге. Затем после серии спекулятивных сделок эти два самых современных и конкурентоспособных завода оказались в руках у частника — Объединенной промышленной корпорации (ОПК), которая провела модернизацию цехов. Но после получения крупного заказа от ВМС Индии на постройку нескольких фрегатов отношение к частно-государственному сотрудничеству в области судостроения у чиновников резко изменилось. У “Балтзавода” отобрали контракт и передали его на постройку в технологически отсталый калининградский завод “Янтарь”. Сколько ни взывали к элементарному расчету частники, председатель Военно-промышленной комиссии их в упор не хотел слушать. “Балтийский завод” и “Северную верфь” даже не позвали в судостроительные госхолдинги. Теперь, оставшись на голодном пайке гособоронзаказа, владелец ОПК Сергей Пугачев решил перевести производство “Балтзавода” на “Северную верфь”, где делают коммерческие суда. А на образовавшейся свободной площадке “Балтзавода” в центре Санкт-Петербурга на берегах Невы и Финского залива будет построен новый жилой микрорайон. Вот только индусы волнуются: сможет ли “Янтарь” в срок выполнить их контракт?

Еще непоследовательнее чиновники вели себя с “ВСМПО-Ависма” (Прикамский край). После того как крупнейший в мире производитель титановой продукции перешел под контроль бизнесмена Вячеслав Брешта и “доктора Титана” (Владислава Тетюхина), на нем прошла модернизация, на заводы пришли стратегические американские инвесторы. Но как только “ВСМПО-Ависма” стала поставщиком титанового проката для глобальных компаний (Boeing, Airbus и др.) и научилась исправно получать стабильный доход, чиновники вдруг забили в колокола: мол, иностранцы хотят установить контроль над стратегической отраслью. Не секрет, что основных владельцев “ВСМПО-Ависмы” фактически заставили продать заводы разностороннему “Рособоронэкспорту”. Спрашивается, зачем надо было приватизировать эти заводы, чтобы потом их обратно выкупать за бешеные деньги?

В конце сентября курс на построение госхолдингов получил новый импульс. В Госдуму от имени президента был внесен законопроект “О государственной корпорации по содействию разработкам, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции “Ростехнологии”. Согласно законопроекту, ФГУП “Рособоронэкспорт” будет реформировано в ОАО. Затем 100% его акций будут переданы в уставный капитал госкорпорации “Российские технологии”, который также будет формироваться за счет федерального имущества, поступлений от организаций, в которых ГК “РТ” будет иметь пакет акций. Госкорпорация с особым статусом будет выведена из-под прямого контроля правительства. Ее руководителей будет назначать лично президент, а дочерние компании могут осуществлять любые действия на рынке. При этом прибыль госкорпорации может не подлежать распределению. На 15 октября в Госдуме назначено первое чтение по законопроекту о создании госхолдинга, в ноябре ожидается подписание указа о создании госкорпорации. В этом случае Сергей Чемезов уже до президентских выборов может спокойно начать реализацию своих амбициозных планов. К 2012 году он планирует вывести на IPO все компании, управляемые “Рособоронэкспортом”. “ВСМПО-Ависма”, АвтоВАЗ и вертолетный холдинг “Оборонпром” смогут пройти эту процедуру уже в 2009 году.

Как заявил на конференции Сергей Чемезов, госкорпорации являются “оптимальным путем развития российского машиностроения”. “Опыт 90-х годов показал, что без госконтроля наша промышленность, и прежде всего управляемая частным бизнесом, не обеспечивает перспективное развитие. По многим разработкам и технологиям мы остановились на уровне 70—80-х годов. В сложившихся условиях одно из приоритетных направлений развития, в том числе машиностроения, — это создание объединений в форме госкорпораций”, — сказал Чемезов. По его мнению, госкорпорации позволят мобилизовать собственные средства и ресурсы для развития тех или иных направлений фактически без привлечения бюджетных средств: “Госкорпорации — это развитие всей цепочки: от разработки в КБ и производства материалов до выпуска продукции и ее реализации”.

В условиях жесточайшей конкуренции выйти на рынки могут только крупные опытные субъекты, считает Чемезов. В зале делегаты конференции поддержали его речь бурными аплодисментами. В кулуарах же некоторые “промышленные генералы” были более откровенны. Они осторожно признавались, что отрасль устала от бесконечных экспериментов, из-за постоянной смены приоритетов серьезно пострадали позиции России на внешних рынках.

Вспомнилось древнее китайское проклятие: “Чтоб ты жил в эпоху перемен!”. Сейчас доля машиностроительного экспорта России составляет всего 5%, в то время как у нашего юго-восточного соседа Китая — 45. Так что очередная порция непоследовательных экспериментов может отбросить отечественное машиностроение на задворки технического прогресса.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру