Партия Путина — сила народная

“Хромая утка” оказалась шуткой

Новая политическая эпоха нежданно-негаданно наступила в России. Списанный многими как “уходящая натура”, Владимир Путин одним ударом вернул себе возможность править страной еще долгие годы, если не десятилетия. Американская модель с ее обязательной сменой лидера каждые восемь лет сдана в утиль.

Символом нашей новой политической системы можно счесть руководителя африканского государства Эфиопия Мелеса Зенави. Еще в 1995 году он первым осуществил “план Путина”: отбыв положенный срок на посту президента, Зенави пересел в кресло премьера. И с тех пор Эфиопия под аплодисменты Запада процветает под его мудрым руководством.

Заявив о своей готовности занять должность премьер-министра, Путин нанес смертельный удар по амбициям нескольких политиков из своего ближайшего окружения, уже было примеривавших на себя президентскую корону.

Однако российский политический класс в целом вздохнул с облегчением. Ушли в прошлое страхи неизбежного передела собственности и влияния при смене караула в Кремле. Никакой реальной смены караула теперь не предвидится. Вся “большая интрига” в российской политике отныне сводится к набору чисто технологических вопросов.

По Конституции все самые важные полномочия сосредоточены в руках президента. Будет ли премьер Путин инициировать изменение Основного закона? В принципе особой нужды в этом нет. Как уже не раз писал “МК”, Россия — страна, живущая по политическим “понятиям”. Вне зависимости от того, что написано в Конституции, все — и в первую очередь президент Зубков — всегда будут знать, кто на деле является начальником.

Однако политическая ситуация имеет свойство меняться. И не лучше ли на корню убить даже теоретическую возможность появления двух альтернативных центров власти? И имеют ли смысл всенародные выборы президента, если обладатель этой должности отныне обладает лишь церемониальными обязанностями?

Но не вызовут ли все эти реформы чрезмерного шума дома и за границей по поводу “демонтажа демократии”?

Может, игра все-таки не стоит свеч? И вообще, входит ли в планы ВВП надолго оставаться премьером? Ведь после некоторого времени он может вновь переквалифицироваться в президенты.

На протяжении большей части нашей истории именно Кремль являлся сакральным центром российской власти. Останется ли премьер Путин в своем привычном кремлевском кабинете или ради соблюдения формальностей переедет в гораздо менее внушительный и комфортный Белый дом?

Однако это не более чем детали, мало влияющие на реальную жизнь страны. Тем более что ответы на все вопросы зависят исключительно от личного решения ВВП. Важно то, что в российской политической реальности в последние 48 часов произошел грандиозный тектонический сдвиг.

Поправку в Конституцию, ограничивающую время пребывания лидера у власти двумя сроками по четыре года, американцы в свое время внесли вовсе не из-за своей любви к юридическому крючкотворству. Не являлось причиной и то, что США слишком долго рулил какой-либо неэффективный правитель. Наоборот, избранный главой США четыре срока подряд Франклин Рузвельт был одним из самых великих президентов Америки за всю ее историю.

Но правление даже такого политического гения, как Рузвельт, предельно наглядно показало: государство должно строиться на политической системе, а не на личности. Пребывание у власти изнашивает любого человека. Он постепенно и незаметно для себя теряет физическую форму, лишается остроты мышления, начинает действовать по одному и тому же однажды заведенному стандарту.

К чему все это может привести, наглядно продемонстрировал Советский Союз 1970—1980-х. Если бы Брежнева после восьми лет пребывания у власти — в 1972 году — сменил новый, динамичный лидер, история государства могла бы развиваться совсем по другому сценарию. Гниение в государственной системе СССР тогда еще не достигло таких масштабов, как в 1982 году. И кто знает, может быть, единый Союз еще можно было спасти.

Разумеется, Путин — не Брежнев. В блестящей физической форме Владимир Владимирович может оставаться еще несколько десятилетий. Но опасность нового масштабного политического застоя в России сегодня велика как никогда. Еще до сенсационного заявления ВВП наша политическая система семимильными шагами шла к стагнации. Созданные при Ельцине институты публичной политики вроде Думы и Совфеда стремительно теряли внутреннее содержание и превращались в пародии на самих себя. Реальные рычаги власти все больше сосредотачивались в руках кучки неизбранных чиновников. Не случайно же кабинет Зубкова сильно смахивает на семейный клуб.

Но до самого недавнего времени сохранялась надежда, что в после большой встряски в виде смены власти в 2008 году ситуация поменяется. Теперь эта надежда ушла.

Разумеется, раньше существовала реальная опасность, что уход Путина приведет к возникновению масштабной нестабильности. Ведь вся политсистема была заточена под одного человека. Отныне такой опасности не существует. Но за это мы заплатили и будем еще долго платить очень высокую цену. Опасность масштабной нестабильности отнюдь не исчезла. Она лишь отодвинута в неопределенное будущее.

Прозрачного и ясного механизма смены власти в России теперь не существует. Мы как общество продемонстрировали свою неспособность сделать логичный и нужный шаг вперед. А ведь даже малые дети знают, что страшный, болезненный, но необходимый шаг вперед лучше не оттягивать. От этого он лишь становится еще более страшным и болезненным.

Несомненно, это решение ВВП в будущем вызовет шквал критики в его адрес. И значительная часть этой критики будет обоснованной. Но взваливать весь груз вины на плечи только одного Владимира Владимировича было бы чистым лицемерием. Даже в самых демократических странах власть никогда не отдается добровольно. Власть — на то она и власть, что всегда берется самым сильным претендентом. Что, например, случилось бы, если бы западные лидеры могли провернуть операцию “Мой преемник — я сам” в духе Путина? Очень серьезная часть из них пошла бы на такое с радостью.

Но на Западе такое немыслимо. “Выйти из строя” лидерам не позволят собственные же граждане. Ну а гражданам России по большому счету все равно. У нас власть живет своей жизнью, а население — своей, совершенно отдельной. Так что не надо слишком сильно ругать Путина. Он лишь поднял то, что валялось на улице.

МЫ ЖЕ ВАС ПРЕДУПРЕЖДАЛИ…


ПРЕЕМНИКОМ ПУТИНА СТАНЕТ ПОХАМБА

Как будут править Россией после ВВП

 
“Формальный глава африканской Республики Намибия Хификепунье Похамба терпеть не может, когда непонятливые иностранцы обращаются к нему “господин президент”. “Не называйте меня господином президентом! Я господин Похамба”, — неизменно просит этот скромный африканский политик... Все важные решения в стране принимает сохранивший за собой пост главы правящей партии бывший президент Сэм Нуйома. И верный Похамба считает настоящим президентом не себя, а его”.
(“МК”, 4 сентября  2007 года.)

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру