Архивариусы носятусы

Кошка — лучший хранитель древности

Ради того чтобы полакомиться бесценными реликвиями, отряды грызунов пробираются в фондовые хранилища и оставляют там свои неистребимые отметины — перфорированные края старинных манускриптов. Против лома один прием — кошки. “МК” решил навестить своих старых знакомых — хвостатых сторожей Российского государственного архива древних актов.

Кошачье поголовье уверенно растет и без всяких материнских капиталов. Порядком по-прежнему заправляет главный кот по кличке Заяц. В свободное от охраны время усатый смотритель возлежит на своем любимом месте под лампой с видом на читальный зал и дремлет под шорох древних рукописей.

В свои восемь с половиной лет Заяц прекрасно справляется с супружескими обязанностями. Говорят, что чуть ли не все архивные котята — его рук, точнее, лап дело.

Когда молва о Зайкиных романах донеслась до его законной жены Лизы, она отомстила чисто по-женски: нарушила верность, не устояв перед сексуальными чарами смолистого, как испанская ночь, Хосе. Плодом страстной любви стал необыкновенно красивый котенок цвета “черный дым”. В ответ на адюльтер обманутый Заяц обзавелся второй женой, которую новый семейный статус изменил до неузнаваемости. Застенчивая интеллигентная киска, став мужней женой, на глазах превратилась в мегеру. А ее сынок Брателло полностью оправдывает свою хулиганскую кличку. Он ищет себе хозяина, но только такого, который придется ему по нраву.

— Наши кошки живут кланами, — рассказывает ведущий специалист архива Инна Иванова. — На свою территорию посторонних не пускают. Черно-белой французской кошечке Кармен изначально подчинялись два огромных кота. Стоило только чужаку приблизиться к ее владениям, как Кармен яростно отбивала любое поползновение. Недавно домочадцы взбунтовались против матриархата и ушли к более сговорчивым кискам.

Следов мышиного пребывания в архиве давно нет, но сотрудники помнят времена, когда грызуны проникали в хранилища и даже “вскрывали” сейф, чтобы погрызть раритетные грамоты.

— Во многих музеях мира кошки состоят “в штате” и находятся на полном довольствии, а наши, по сути, нелегалы, — переживает Инна Иванова. — Периодически над ними сгущаются тучи, и нам приходится в пожарном порядке пристраивать питомцев. Конечно, они не бедствуют, потому что их кормят несколько энтузиастов. В меню свежее мясо, фарш, сухой корм. Блюда сервируются в отдельных пластиковых тарелочках: кошки — индивидуалисты, из общей плошки кушать не любят. А под крыльцом мы соорудили “комнатки”, чтобы можно было укрыться в непогоду.

Российский государственный архив древних актов — наследник московского архива Министерства юстиции, основанного еще в XIX веке. Известно, что там кошачью службу по-настоящему ценили. Мурки были официально поставлены на довольствие. Осталось только отыскать в архивах финансовое подтверждение этому интересному факту.

А пока в фонде “Придворные ведомства” нашелся другой, не менее уникальный документ периода правления императрицы Анны Иоанновны.

Держу в руках датированный “сего ноября, второго дня 1745 года”, выведенный гусиным пером высочайший указ, согласно которому велено было сыскать в Казани 30 “кладейных”, самых лучших и больших, “удобных к мышеловле” котов.

Полковой писарь Петр Поклоняев с солдатами должен был препроводить кошачью элиту в Санкт-Петербург для нужд дворца, “дав под них подводы и на корм, сколько надлежит”. Надлежало, кстати, немало. На семь подвод выделялось 46 рублей 48 копеек прогонных, на прокорм — 15 рублей, а “на покупку поясов для привязки оных — 18 копеек”.

Может быть, благодаря честной службе дворцовых котов до нас и дошел этот указ императрицы…

Хотите архивного котенка? Звоните: 246-31-57.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру