Куда катится шайба?

Владислав Третьяк: “Не надо разваливать российский хоккей!”

Второй сезон в качестве президента Федерации хоккея России (ФХР) начал легендарный Владислав Третьяк, назначение которого на этот пост с таким воодушевлением встретили и болельщики, и игроки, и многие чиновники. Вопросов за год к нему накопилось, надо признать, немало. В каком направлении развивается отечественный хоккей? Как складываются у Третьяка отношения с главой Росспорта Вячеславом Фетисовым? Каковы наши главные проблемы?
На эти и многие другие вопросы Владислав Александрович ответил специально для “МК”.

“Отдали права за тысячу долларов…”

— Президентом Федерации хоккея России меня избрали за год до начала московского чемпионата мира-2007.

Передо мной сразу встало сразу несколько сложнейших вопросов. Как проводить чемпионат России? Каким образом решать проблему переизбытка иностранцев в нашем первенстве? Кому доверить руководство 7 сборными страны и как создать для них достойные условия? Как проводить детско-юношеские соревнования по всей стране? И все это необходимо было решать в условиях цейтнота, полного отсутствия у ФХР спонсоров да и вообще каких-либо средств.

О чем говорить, если в ФХР, когда я сюда пришел, больше половины людей не знали даже, как к компьютеру подойти! Не было никакой программы развития хоккея, не было информации о количестве в нашей стране хоккейных команд, катков, людей, занимающихся хоккеем…

С 1992-го и до мая 2006 года чемпионат России проводили коммерческие лиги. Как наш хоккей жил в эти годы и какие у нас были успехи на международной арене — напоминать не надо. По закону правами на проведение

чемпионата России обладает ФХР, но она почему-то за 1000 долларов в год отдала свои права хоккейной лиге! Ну скажите: может на одну тысячу федерация развивать хоккей, содержать сборные, проводить детско-юношеские соревнования?

“Со всех трех чемпионатов мира привезли медали”

— Когда я в апреле 2006-го сказал бывшим руководителям лиги, что такое положение дел для федерации неприемлемо, мне с улыбкой ответили, что чемпионат России большинству наших клубов вообще не нужен — и права на его проведение даже тысячи долларов не стоят.

Тогда я поставил вопрос на совете президентов клубов. И они, проявив понимание бесперспективности такого положения, проголосовали за то, чтобы вернуть права на проведение чемпионата ФХР. И первый наш сезон, надо сказать, мы провели намного лучше, чем предыдущий. У чемпионата появились мощные спонсоры — крупнейшие отечественные компании. За счет них мы подняли зарплату судьям, организовали две крупнейшие конференции с приглашением в качестве лекторов не только российских, но и лучших зарубежных тренеров, провели 13 финальных турниров всероссийских детско-юношеских соревнований, увеличили количество матчей юниорских, молодежной и женских сборных России, пригласили на постоянную работу тренеров в эти команды…

И результат не заставил себя ждать: со всех трех чемпионатов мира, в которых мы принимали участие, привезли медали. 18-летние юниоры стали чемпионами мира. Команда 20-летних ребят завоевала “серебро”. А национальная сборная стала бронзовым призером чемпионата мира в Москве. Не стоит забывать, что наша команда трижды становилась победителем на этапах Еврохоккейтура. Кроме того, казанский “Ак Барс” стал обладателем Кубка европейских чемпионов.

“Путин высоко оценил нашу работу”

— Тот факт, что наш хоккей на подъеме, отмечаю не я один. В соответствии с Федеральной целевой программой идет активное строительство крытых ледовых арен, растут количество команд, телевизионные рейтинги. В прошлом сезоне впервые на хоккейные матчи суперлиги пришло больше болельщиков, чем на чемпионат России по футболу. Безусловно, футбольных матчей намного меньше. Но и ледовые арены по своей вместимости — не чета футбольным. Кроме того, в наш чемпионат потянулись очень сильные игроки из НХЛ.

Ребята возвращаются — и это только начало. Деньги, которые сегодня готовы платить российские клубы, уже сопоставимы с зарплатами в НХЛ.

Конечно, качество хоккея у нас пока уступает североамериканскому, но тем не менее наш клубный хоккей сегодня — лучший в Европе. Президент России Владимир Путин принимал нас с Вячеславом Фетисовым и тренером сборной Вячеславом Быковым сразу после чемпионата мира в мае и дал высокую оценку той работе, которая была проделана ФХР, особо отметив, что на московском чемпионате мы впервые за долгие годы увидели коллективную игру. Правительство России также отметило сборную…

Принцип формирования сборной остается прежним. Федерация и тренеры не разделяют хоккеистов на “наших наших” и “наших не наших”. Именно этот принцип, который я предложил с самого начала работы в ФХР, и помог создать на чемпионате мира хорошую команду, когда все хоккеисты были единым коллективом, отбросили личные амбиции. Во многом именно благодаря командному духу сборная СССР долгое время была лучшей в мире. Надеюсь, что и сегодня некоторые из моих бывших партнеров вспомнят уроки прошлого и будут, как и раньше, вместе со мной защищать, а не разваливать российский хоккей.

“В провинции Онтарио в 5 раз больше катков, чем у нас!”

— Мы в прошлом сезоне подготовили несколько проектов современных малых крытых арен, которых в России катастрофически не хватает. Сегодня только в одной канадской провинции Онтарио 700 катков — почти в 5 раз больше, чем в нашей стране! В мае этого года в ответ на мое обращение Президент России дал поручение своим полномочным представителям в федеральных округах заняться проблемой строительства катков. Ведь для развития всех ледовых видов спорта — не только хоккея, но и фигурного катания, шорт-трека, керлинга — простейшие крытые катки необходимы. И во всем мире, как и в нашей стране, за это отвечают органы власти…

С этого года ФХР ввела механизмы аттестации тренеров. Начнем с тренеров профессиональных команд и далее, вместе с нашими межрегиональными советами, будем аттестовывать всех. Возглавляет эту работу один из лучших хоккеистов в истории нашего хоккея и авторитетнейший специалист Борис Майоров. Также по инициативе федерации в Санкт-Петербурге, Омске, Челябинске ведется серьезная работа по переподготовке тренеров. Отвечает за это доцент Санкт-Петербургского университета физической культуры, вице-президент ФХР Леонид Михно. Да и детско-юношеским хоккеем, как я уже говорил, федерация тоже занимается ежедневно.

“После 17 лет ребятам негде играть…”

— Я полностью разделяю точку зрения Вячеслава Фетисова, когда он говорит о недостаточной игровой практике наших хоккеистов 18—20-летнего возраста. К сожалению, в советское время была создана система, при которой только единицы закончивших детско-юношеские школы в 16—17 лет попадали в команды мастеров.

Остальные просто уходили и были потеряны для хоккея. Но в то время, когда нашим видом спорта занимались сотни тысяч мальчишек, удавалось выявить самых талантливых — и для успехов на международном уровне этого было достаточно.

Сегодня же в российском хоккее много возрастных игроков. А ребята, которые попадают в команды мастеров, играют в третьих-четвертых звеньях. В то время как в Америке создана целая система юниорских соревнований для игроков в возрасте от 16 до 20 лет, там играют сотни тысяч молодых хоккеистов, потому у команд НХЛ есть огромный выбор. В общем, систему работы и финансирования школ менять нужно давно, но в этом направлении, увы, ничего не делается.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру