Рафт, и готово!

Как выжить во время сплава по горной реке

После трагедии с отечественными спортсменами в Китае рафтинг автоматически попал в разряд самых опасных видов экстремального туризма. Каждого, кто идет на сплав, родственники отправляют как на войну. Хотя любой инструктор уверен: сплав ничем не опаснее любого другого вида активного отдыха. Пройдя на рафте одну из самых популярных российских рек, корреспондент “МК” рассказывает, как сплавиться и остаться в живых.

Желание сплавиться по самой большой реке Горного Алтая — Катуни появилось у нас спонтанно. Сплавляться решили на рафтах — больших надувных бескаркасных лодках. В каждой помещается от 4 до 12 человек и рулевой-инструктор. Плюс такого плавсредства — хорошая устойчивость и возможность закрепить ноги. Но неопытному гребцу даже это не поможет. Поэтому в состав команды обязательно входит спасательная двойка на более легком и маневренном катамаране, а то и не одна.

Согласно международной классификации пороги делятся на шесть категорий: чем выше номер, тем опаснее препятствия. Для “чайников” подойдут первые три категории, для более опытных — четвертая.

Из разговора с менеджером турфирмы понять всю серьезность маршрута практически невозможно. Наша “команда”, состоящая исключительно из женщин, честно призналась, что опыта у нас нет, но мы молоды и активны.

— Прекрасно! — ответила менеджер и стала подбирать максимально сложную для “чайников” Катунь.

Отсутствие опыта девушку-менеджера не смущало. Мы решили не рисковать и позвонили в другую фирму. Но и здесь сотрудники предложили довольно сложный маршрут: “Не волнуйтесь, там будут опытные  спасатели. Справитесь!” И мы рискнули…

Советы бывалых: Если вы не уверены в своих силах, откажитесь от опасного приключения. Если уже приехали на место, убедите своих неопытных товарищей пройти сложные пороги по суше. Это лучше, чем рисковать жизнью. 

“Ошпаренных” меньше, чем “обмороженных”

Вообще-то я не очень люблю воду. Особенно холодную. Когда стало ясно, что отступать некуда, возник вопрос, как же в этой холодной воде выжить. Опытная подруга заявила: главное, чтобы не мерзли ноги. Для этого необходимы неопреновые ботинки, они даже полностью намокнув, держит тепло. У туриста на рафте ноги постоянно в воде, ведь даже на самом простом пороге может окатить. И хотя вода сразу уходит через специальные отверстия в борту, ее моментально сменяет новая.

— Да зачем вам нужны эти ботинки? — в один голос недоумевали менеджеры турфирм, в которых костюмы не предоставлялись. — На Алтае сейчас жара. Все загорают. Спаритесь в неопрене.

Дилемму разрешила продавец:

— Будет жарко, снимете. Только я не помню, чтобы там было тепло. Вада градусов десять, не больше. Застудитесь в два счета!

Через несколько дней мы предстали перед инструкторами в полной экипировке, чем вызвали у них искреннее уважение. Многие опытные рафтеры предпочитают сочетание неопреновых носков и легких кедов. Желательны и неопреновые штаны. Помогают и обычные шорты для похудения. Это тот же неопрен, но тонкий. Сверху надеваются “брызговики” — тонкие непромокаемые куртка и брюки. Можно захватить перчатки, чтобы не натереть руки, и гидромешки для документов и фотоаппарата.

В нашей группе таких подготовленных было меньше половины. А с погодой не повезло. Дождь лил не переставая, обещанной московскими менеджерами жары мы так и не увидели. Вопреки ожиданиям активная гребля не согревает! Мешают сильный ветер на реке и постоянный холодный душ. После очередного перехода  с соседнего рафта мужчины вынимали окоченевшую туристку в джинсах и свитере. При первой возможности она пересела на лошадь и ушла в горы…

Советы бывалых: Фирма обязана выдать туристу снаряжение. Палатку, спальник, водонепроницаемый мешок для вещей, спасжилет и каску. Неопреновые костюмы в обязательный список включены не всегда. Иногда за дополнительную плату.

Табань, еще табань!

Все в водном походе происходит стремительно. Горная река несет на хорошей скорости, грести нужно расторопно, чтобы волна не перевернула рафт. А чтобы с борта не смыло, еще и крепко зацепляться. Даже в самом спокойном месте нижней Катуни, где инструктора разрешают искупаться, скорость намного превышает привычное нам течение Оки или Москвы-реки. 

Утонуть сразу не даст спасжилет, но легкого человека река несет намного быстрее, чем тяжелый рафт. Так что если спасатели, которые идут впереди каравана, далеко, а протянуть весло никто не успел, надежды спастись у упавшего в реку почти нет. Сильное течение разобьет человека о камни, как игрушку. Велик также риск умереть от переохлаждения или сгинуть в воронке.

Первый инструктаж обычно тоже стремительный. За несколько минут турист обязан разобраться и в том, как управиться с веслом, и в технике безопасности, и в командах. Команд на воде две: “грести” и “табань” (то есть “назад”). Есть еще команда “греби, б..!”, которую турист узнает чуть позже.

Советы бывалых: Если оказался в воде, цепляйся за рафт (даже если он перевернулся, он не утонет).

Никогда не бросай весло (им легче грести, чем руками). Не плыви к берегу, там тебя никто не ждет, и вылезти на сушу самому вряд ли удастся. А если тебя все-таки отнесло от рафта, постарайся развернуться ногами вперед по течению, чтоб не разбить голову о камни.

Займи, но выпей

И все-таки даже в неопрене иногда мерзнешь. Хорошо, что есть беспроигрышное народное средство от холода.

Мы еще только ехали на автобусе к лагерю, а погода уже шептала: купи водки. Инструктор предупредил: грести долго, магазинов нет — покупайте сразу. Мы купили, выгрузили у костра, чтоб в рюкзаках не мешалась. Зря...

Утром в нашу палатку ввалился наш спасатель. По запаху мы поняли, нашей водки, почти не осталось. В голове крутилось: кто кого спасать должен?

— Да я эту реку ни разу в трезвом виде не проходил! — жаловались остальные наши ”ангелы-хранители”.

Единственный непьющий инструктор всю дорогу тревожно косился на спасательный катамаран.

Советы бывалых: Во многих турфирмах равнодушные к алкоголю инструктора преподносятся чуть ли не как дополнительная услуга. В пеших и конных походах заранее строго запрещают угощать проводников алкоголем.

Большинство из них алтайцы, чьи желудки к потреблению такого горючего не приспособлены вовсе. Среди водных инструкторов алтайцев, к сожалению, почти нет. А вода пьяных не любит.

Страшные “бочки”

Первое, что делают инструкторы с новичками, — хорошенько пугают. В обязательную программу первого вечера входят страшилки с летальным исходом.

Большую неприятность выпавшему из рафта доставляют “бочки”. Из-за обратного течения она крутит  человека (“варит”, говорят водники) и бьет об камни. При сильном ударе не спасает даже каска. Потеря сознания почти равносильна смерти. Если повезет, протащит под водой немного и выкинет на воздух...

Один из самых страшных порогов -  Текдельпень. Если упадешь здесь в воду, тебя засосет на глубину, а потом затянет в углубление в скале, как в карман. Здесь свое черное дело делает спасжилет. Поднимая человека вверх, прижимает к потолку кармана. Выбраться из такой ситуации практически невозможно. Именно так незадолго до приезда нашей группы погиб турист. Тело до сих пор не нашли. Из этого же порога недавно чудом выбрался инструктор другой фирмы. Вовремя срезал спасжилет и зацепился веслом за поток, который его и выкинул. Свидетели в один голос утверждают, что под водой он пробыл не меньше трех минут, а потом еще и руководил со спасдвойки.

В середине лета приняла вода и неудачливых конников. Группа поехала кататься по берегу реки. Конь под одной из туристок оступился и упал в воду. Инструктор бросился  за ней. Течение в том месте очень бурное. Погибли все...

Советы бывалых: Рафтинг сегодня — увлечение для состоятельного горожанина. Недельный сплав по Катуни стоит 10—15 тысяч рублей. Экипировка может обойтись в “десятку”. Плюс стоимость авиаперелета и карманные расходы. Заплатив такие деньги, турист часто уверен, что инструктор за него все сделает. Не сделает. Раз уж вы выбрали активный вид отдыха, то обязаны грести. Как говорится: спасение утопающих…

ИЗ ДОСЬЕ "МК"

Только за этот год спасателями зарегистрировано более 20 (!) несчастных случаев на воде с летальным исходом! Все — во время сплавов по горным рекам. Вот лишь несколько из них.

11 мая. В 20 км от ст. Шуерецкая упал с катамарана и утонул житель Москвы. Второй турист добрался до станции и вызвал спасателей.

29 мая. Группа из Тверской обл. напоролась на камень, пропороли баллон, стали идти на дно. Все спрыгнули в воду, подошел другой кат, вытащил руководителя, но не нашли женщину. Через 15 минут ее обнаружили мертвой. Причина смерти — переохлаждение.

5 июля. Во время сплава перевернулся каяк. Турист предположительно стукнулся под водой головой о камень, потерял сознание и погиб.

16 июля. Группа из Санкт-Петербурга сплавлялась на катамаране. Попали в “бочку”. Потоком воды катамаран развернуло. Он встал боком. Позади был водопад, впереди — обратная волна. Люди оказались в ловушке. Вода смыла людей с катамарана. Вскоре их подняла на свой катамаран другая группа. Но один из туристов, 50-летний мужчина, погиб. Причина — остановка сердца.

19 июля. Турист погиб во время прохождения порога Прорыв. Катамаран, зайдя в одну из “бочек”, скрылся полностью, а когда начал выходить из нее, одного из туристов на катамаране не было. Он был найден  через 10 минут на отмели, уже без каски. Признаков жизни обнаружено не было.

8 августа. На реке Томпуда погиб турист. Полез в воду на страховке (веревка с буйком), его понесло течением и стало притапливать. С берега отрезали веревку, поплыли к следующему сливу, чтобы поймать его, но веревку заклинило под водой, и турист утонул.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру