Ирак сообразят на троих

Президенту Талабани понравилась американская идея развала страны

— Я думаю, что принятая сенатом резолюция очень хороша, — сказал президент Ирака Джаляль Талабани в выходящей на CNN программе “Late Edition”. Слова Талабани были восприняты многими чуть ли не как декларация раздела Ирака на три части — суннитскую, шиитскую и курдскую. Но все не так просто.

Резолюция, о которой говорил иракский президент, была принята недавно американским сенатом. Этот документ (который, к слову, не носит юридически обязательного характера) призывает иракские власти ограничить полномочия центрального правительства и расширить самостоятельность властей региональных: “Конгресс США считает, что США должны активно поддержать политическое урегулирование между ведущими группами в Ираке на основе положений конституции Ирака, создающих федеративную систему государственного управления и позволяющих создание федеральных регионов”. Автор поправки — председатель сенатского комитета по иностранным делам демократ Джозеф Байден — подчеркнул, что поддержка федерализма государственного устройства в Ираке не означает раздела этой страны и что США выступают за суверенитет и территориальную целостность Ирака.

Вдохновленный примером мирного урегулирования в Боснии, Байден уже давно выступает с идеей децентрализации Ирака и формирования суннитами, шиитами и курдами их собственных районов — при формальном сохранении единого государства. При этом центральное правительство будет нести ответственность за обеспечение общих интересов, таких как сохранение пограничного контроля и распределение нефтяных доходов. Именно иракская нефть, по мысли сенатора, может стать фактором, объединяющим страну, поскольку все — и сунниты, и шииты, и курды — будут заинтересованы в увеличении добычи энергоресурсов и повышении объема доходов от их реализации. Однако есть один нюанс: нефтью богаты курдские и шиитские районы, а суннитам в этом плане не повезло. И, значит, новое противостояние будет неизбежно.

Надо иметь в виду, что принятая в позапрошлом году иракская конституция уже определяет эту страну как федеративное государство. Правда, там не содержится упоминаний о разделе страны на субъекты по конфессионально-этническому принципу — в качестве признанного автономного региона сейчас существует только Иракский Курдистан. Отчасти понятно, почему Талабани, курду по национальности, пришлась по вкусу резолюция американского сената. Правда, он заявляет, что никогда не станет бороться за создание на севере Ирака курдского государства, так как этого не одобрят соседние страны. Как бы то ни было, как внутри Ирака, так и за его границами идею раздела страны “на троих” осуждают, считая, что она приведет в итоге к распаду страны, а значит, и к усилению нестабильности.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Евгений САТАНОВСКИЙ, президент Института Ближнего Востока: “Мир сегодня переживет распад еще одной страны, который станет катастрофой для миллионов ее жителей. Стабильности в регионе, само собой, это не добавит. Что касается одобрения резолюции сената США, то Талабани одобрил ее не как президент Ирака Талабани, а как лидер курдов, имеющий длительную историю в качестве главы сепаратистского движения. Что касается его заявлений о том, что он за единый Ирак и не поддерживает независимость Иракского Курдистана, то на Востоке по этому поводу говорят: “Сколько ни повторяй “халва, халва”, во рту слаще не станет”. Когда Талабани искренен: когда говорит о единстве страны или когда заявляет о поддержке резолюции, ведущей к распаду Ирака? Он был и остается приверженцем независимого Курдистана, даже получив президентский пост в арабском государстве. Это и есть та цена, которую Ирак платит за американскую операцию”.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру