Ученье — свет. Мучений — тьма

Что делать, если на уроках в ход идут кулаки

“Учеба — это адский труд!” — любят повторять учителя. Для некоторых учеников школа и впрямь превращается в настоящую преисподнюю. От того, что преподаватели порой используют меры воспитания, с педагогикой имеющие, мягко говоря, мало общего. Правда, зачастую и ребята не отстают. Ведь каждый школьник знает сегодня, как просто избавиться от неугодного учителя.

Достаточно обвинить Марьиванну в побоях, а еще лучше — зафиксировать факт неадекватного поведения преподавателя, например, на камеру мобильника… Вот вам и готовое уголовное дело.

Только вот всегда ли “бесспорные” улики, которые вываливают ученики на стол следователей, так уж бесспорны? “МК” постарался ответить на этот вопрос.

“Я не собиралась его царапать!”

…12-летний Саша охотно демонстрирует оцарапанную шею. За “вещдок” теперь, возможно, по всей строгости закона придется отвечать классной руководительнице — теперь уже бывшей — 6 “В” одной из столичных школ Екатерине Витальевне (имя изменено. — “МК”).

В тот день у шестиклашек четвертым уроком был русский. На перемене мальчик что-то не поделил с одноклассницей — дети устроили возню. Казалось бы, обычная ситуация. Но учительница русского языка отреагировала совсем не по Сухомлинскому. Екатерина Витальевна схватила Сашу за шею и поволокла в коридор.

— Я пытался вырваться, а она еще сильнее сжимала пальцы. Было очень больно, — вспоминает Саша.

В коридоре педагог сделала школьнику внушение и отослала его обратно в класс. Тинейджер в долгу не остался — проходя мимо учительского стола, спихнул на пол органайзер. Екатерина Витальевна начала на него кричать…

Мама мальчика, узнав об инциденте, написала заявление в милицию. И теперь эта непедагогическая поэма отражена в уголовном деле, возбужденном по статье 116 УК РФ — побои. Екатерине Витальевне грозит либо трехмесячный арест, либо исправительные работы сроком на полгода. Правда, “исправляться” учительнице придется где-то в другом месте: из школы она уже уволилась.

Как всегда, обе стороны считают правыми именно себя.

— Саша учится в этой школе с первого класса, играет на домре в музыкальном ансамбле, — рассказывает мама ребенка Вера Николаевна. — Но недавно классным руководителем у моего сына стал человек, который, я считаю, не создан для профессии учителя. Екатерина Витальевна не смогла найти к детям необходимый подход. Саша стал хуже учиться. К классу поменялось отношение и со стороны других учителей. Кто что ни натворит — всегда виноват 6 “В”.

— Я увидела, что дети поссорились, — оправдывается Екатерина Витальевна, — и решила вмешаться.

Естественно, я не собиралась его царапать. Потом я сказала ему, что его травма может быть зафиксирована, и я готова нести ответственность.

После драки кулаками не машут

Возможно, этот инцидент — далеко не самый очевидный. И разобраться, кто прав, а кто виноват в конфликте между учеником и учителем, действительно бывает очень непросто.

— В подобных случаях мы считаем, что уголовное дело лучше возбудить, — признает Чертановский межрайонный прокурор Роман Клопцов, занимавшийся делом Саши. — Конечно, мы не делаем это из-за каждого шлепка, очень внимательно изучаем ситуацию. В случае с Сашей ему была причинена физическая боль. Кроме того, сделано это было, на мой взгляд, публично и безосновательно.

Из телефонного разговора с читательницей “МК” — мамой семиклассника:

“Классная руководительница постоянно терроризирует наших детей! По любому поводу, а часто и без него дергает за волосы, бьет по рукам, ставит в угол на целый урок. Недавно она швырнула учебником в моего сына только за то, что тот ошибся во время ответа у доски! Детям нерусской национальности она то и дело намекает на их “второсортность”.

За малейшую ошибку она орет на учеников и угрожает исключить из школы. Она может поставить “двойку” за небольшие помарки или за то, что ребенок забудет подчеркнуть слова “контрольная работа”.

Мы много раз жаловались директору, та вроде бы поговорила с классной, но ситуация не изменилась. Что нам делать?”

На вопрос читательницы мы попросили ответить заместителя начальника управления воспитания и дополнительного образования Департамента образования Москвы Татьяну Максимову.

— Многие родители думают, что директор будет до последнего покрывать “честь мундира” и “своего” не тронет.

На самом деле, в большинстве случаев это не так. Поэтому в первую очередь родителям пострадавших надо обращаться к директору, — считает чиновница. — Если таким образом на обнаглевшего педагога найти управу не удалось, обращайтесь в окружное управление образования. Можно пожаловаться и уполномоченному по правам ребенка в своем районе или округе.

Кроме того, в каждом районе Москвы существует комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Многие ошибочно считают ее карательным органом, работающим с трудными подростками, но на самом деле ее полномочия гораздо шире. А уж если среди “воспитательных мер” числилось рукоприкладство, этим явно заинтересуются прокуратура и органы внутренних дел.

Главное — не надо отмахиваться от ребенка, если он говорит, что в школе назревает конфликт. Обычно противоречия накапливаются долго, и лучше всего пресечь их на ранней стадии. К сожалению, многие родители долго закрывают глаза на происходящее, а когда все доходит до крайностей, принимаются сами махать кулаками, делая своим детям только хуже.

“Да пошла ты на ... со своей контрольной!”

Однако зачастую сами ученики не такие уж “бедные овечки”, каковыми хотят себя представить. Порой дети сами терроризируют учителей, провоцируя их прибегать к отнюдь не педагогическим методам воспитания.

Правомерно это или нет, решают правоохранительные органы. Но нередко любой агрессивный выпад в сторону ученика может стоить педагогу карьеры. Именно это заставляет учителей молча сносить издевательства.

Из письма в редакцию:

“У меня в классе учится сын одного крупного бизнесмена. Ведет он себя крайне неадекватно — посылает учителей матом, причем таким, каким не ругаются даже грузчики. Вместо решения контрольной может спокойно написать на листке “Пошла на х...!” и сдать его учителю. Одноклассников он постоянно провоцирует на драки, портит и выбрасывает вещи ребят. Один раз его поймали при попытке поджечь одежду в раздевалке…

Недавно этот малолетний дегенерат (простите, других слов просто не нахожу) завел новую “моду” — он стал демонстративно курить прямо в классах во время перемен и в коридорах. Учителя уже устали жаловаться на этого ученика директору — тот не горит желанием принимать в отношении подростка какие-либо меры. Ведь папа мальчика входит в попечительский совет нашей школы…”

Александра П., классный руководитель 10 “А” (номер школы не пишу, сами понимаете почему)”.

Татьяна Максимова: “Разумеется, учитель должен отстаивать свои права. Ведь порой действия подростков попадают под Административный, а то и Уголовный кодекс. Вместе с тем это уже крайняя мера. Сначала конфликты надо разрешать педагогическими методами. Сейчас лидеры ученического самоуправления создают проект “Школа безопасности”. В нескольких учебных заведениях столицы появились элементы ювенальной юстиции, когда дети, пусть и не без помощи взрослых, сами разрешают конфликты.

Нередко бывает и так: за проступок ученика его родителей вызывают в школу, а они не приходят. В таком случае учитель сам может навестить семейство, чтобы узнать, в чем дело. Если и это не помогает — надо опять же обращаться в районную или окружную комиссию по делам несовершеннолетних. Она вправе вызвать непутевого родителя в школу или наложить на него административное взыскание”.

Один столичный учитель прислал в “МК” копию письма, адресованного лично министру образования Фурсенко. Не письмо — крик души. “Любой урок — хрупкая система, разрушить которую легко. Ученики приходят с опозданием — часто значительным — на урок. Оправдание одно: “Не слышали звонка!” Не пустить нельзя. Усевшись, достают сотовые телефоны и начинают играть — им не до урока! Отобрать сотовые не так просто (частная собственность, претензии родителей…). Самые наглые открыто и громко разговаривают, не обращая на учителя никакого внимания. Понимая свою безнаказанность, они издеваются, провоцируют педагога... Выгнать с урока нельзя (“Не дай бог уйдет и попадет под машину!” Спрашивается, а зачем охранник внизу?). Некоторые могут нецензурно оскорбить и даже ударить. Найти защиту у администрации школы учителю практически невозможно — ученика нельзя отчислить. Какой суд будет заниматься подобными делами?”

Конечно, учителя бывают разные. Некоторых нельзя подпускать к преподаванию в школах и на пушечный выстрел. Но практика показывает: чаще конфликты “педагог—ученик” провоцируют все-таки сами дети. И если ваше чадо, придя из школы, начинает жаловаться на Марьиванну, не спешите обвинять педагога. А найдите время выслушать и его аргументы. И тогда в обычный бытовой школьный конфликт не придется вмешиваться прокуратуре.

Известные случаи насилия в российских школах

• В конце 2006 года было возбуждено уголовное дело против классрука 3-го “В” класса гимназии №9 города Королева Юлии Поповой. За малейшую провинность она в присутствии всего класса оскорбляла учеников, дергала их за волосы, била учебником. Кроме того, она преподавала только те предметы, которые считала необходимыми, и сокращала перемены за счет увеличения продолжительности уроков.

• Летом 2005 года на Алтае был осужден директор сельской школы Владимир Тастанбеков. Прямо во время урока истории, который он вел, учитель-садист ударил ученика 6-го класса головой об парту. После этого он снял с ребенка носки и засунул их ему в рот. “Педагогическая методика” потянула сразу на три статьи УК РФ. Тастанбеков был уволен из школы и приговорен к 1 году и 4 месяцам исправительных работ с удержанием 20% заработка.

• 30 мая этого года ученики школы №14 г. Иркутска напали на учителя физкультуры и жестоко его избили. Расправа снималась на камеру мобильного телефона. За несколько часов до случившегося у педагога произошел конфликт с девятиклассником: в нетрезвом состоянии ученик пришел в раздевалку во время урока у другого класса. Подростка пришлось выгнать. Вместе с компанией друзей школьник решил отомстить. В результате учитель попал в больницу с телесными повреждениями средней тяжести. Все участники нападения вскоре были задержаны.

• Немногим ранее ученик пятого класса одной из московских школ избил 55-летнюю учительницу Елену Г. На уроке классная руководительница проверяла домашнее задание. Среди тех, кто его не выполнил, оказался и 11-летний Андрей В. На перемене учительница начала при всех отчитывать мальчика. Оскорбленный Андрей набросился на Г. с кулаками. Как говорит педагог, ребенок грозил ее убить. “Я ударил ее по лицу, ну и ногой в бедро поддал, — признался Андрей. — А зачем она ругается? Еще и родителей моих при всех оскорбляет, будто они мной не занимаются…”

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру