Легальный исход

Столица наводнена поддельными удостоверениями мигрантов

Исполняющего обязанности руководителя отдела иммиграционного контроля УФМС Москвы Николая Азарова мы выбрали нашим очередным собеседником не случайно. С 1991 года он работал в милиции, с 2000-го — в миграционных службах. И с проблемами гостей столицы, легальных и нелегальных, познакомился, что называется, “на земле”. Как изменилась за последние годы ситуация с мигрантами в столице? Как УФМС собирается выстраивать свою работу в ближайшем будущем? Об этом — в интервью “МК”.

— Николай Петрович, давайте для начала представим себе карту Москвы и закрасим на ней темным цветом места компактного проживания мигрантов. На ваш взгляд, она потемнела или посветлела за последние 10 лет?

— Безусловно, посветлела. При этом 2000 год будет мало отличаться от 2004-го, а вот 2004-й от 2007-го отличается кардинально. Это произошло еще и потому, что прежнее законодательство гораздо меньше было повернуто в сторону мигрантов. Нелегалов становилось все больше — им просто сложнее было оформиться.

Это касалось в первую очередь стран СНГ, а также Китая и Вьетнама. Вот с их стороны в последнее время нарушений стало значительно меньше. Очень много очагов нелегального проживания мигрантов, которые приносили беспокойство нашим гражданам, сейчас канули в Лету. Закрыты многие вьетнамские рынки типа “Красной реки”. А главное — практически исчезли всевозможные общежития. Их и посносили, и отток мигрантов произошел, но без перетекания в другие места.

— Надо полагать, миграционные службы в свое время с общежитиями хорошо поработали?

— Мы в начале десятилетия задерживали за один раз и по триста, и по пятьсот человек. Однажды после задержания вьетнамцев-нелегалов целый день работали в райсуде. Ведь выдворение за пределы страны проходило только по решению суда. Нам пошли навстречу: целый день нон-стопом выносили приговоры в отношении нелегалов. Такие марафоны были нередкими. Помню еще общежития на Скотопрогонной улице. В одном из них нелегалы жили, тут же были пошивочные цеха, пекли лаваш, варили сгущенку. Мы за одну операцию задержали около 450 человек. А на всех нужно было составлять административные дела. В одно отделение милиции свезти было невозможно, развозили по нескольким. Сейчас, конечно, таких больших задержаний уже нет.

— Но если не в общежитиях — где сейчас по преимуществу селятся нелегальные мигранты?

— Они все больше осваивают выселенные дома и промзоны. А еще подвалы обычных жилых домов, куда селят дворников. Причем зачастую у них и документы оформлены правильно. В подвале есть туалет и душ. Хотя состояние жилья остается антисанитарным и пожароопасным. Был случай, когда у женщины-дворника дети, оставшиеся без присмотра и запертые в подвале, задохнулись от дыма во время пожара.

Кроме того, мигранты традиционно селятся около рынков. Хотя теперь торговцам-нероссиянам места на рынках не дают, мигранты работают там грузчиками, уборщицами, сами держат палатки.

— Когда мигранты селятся на окраинах Москвы — это еще полбеды. Но почему нелегальные поселения возникают в историческом центре? За последнее время были задержаны сотни гастарбайтеров, живших на проспекте Мира или на Садовнической набережной, в двух шагах от Красной площади. Улучшению имиджа столицы такие кварталы вряд ли способствуют.

— Да, это большая проблема. У нас в городе практически отсутствуют недорогие гостиницы. А жилищно-коммунальным службам, которые принимают иностранцев, надо их где-то расселять. Причем близко к месту работы. В Подмосковье селить невыгодно, потому что дворники встают часов в пять утра и приводят улицы в порядок. А размещать их в центре негде, под дворников не выделяют жилой фонд. Вот их и селят в выселенные дома. Это абсолютно незаконный и пагубный способ, но понять коммунальщиков можно. В центре и в дальнейшем будут затруднения с этим. И мы будем проводить рейды и задерживать нелегалов. Ну а как решат проблему городские власти — время покажет.

— В каких случаях вы чаще всего сталкиваетесь с нарушениями миграционного законодательства?

— В основном это сфера строительства, ЖКХ и промышленность (нелегальные цеха). Мы все больше сталкиваемся с новой проблемой — подделкой пластиковых карт на работу. Очень вырос спрос на такую продукцию. Сами посмотрите, сколько в метро объявлений о быстром оформлении трудовой деятельности.

Практически все они отсылают к этим подпольным фирмам. Сейчас такая карта стоит 2000—3000 рублей.

Хотелось бы сразу предостеречь всех наших читателей — документы следует оформлять только в отделениях ФМС. Мы действуем по закону: оформляем карту в течение 10 дней. А мошенники делают все за сутки. Им ничего проверять не надо, оборудование у них примерно такое же — компьютер и принтер. Иногда поддельные пластиковые карты выглядят даже ярче, чем обычные. Но если специалист видит подделку сразу же, то работодатель не всегда сможет ее выявить. А потом в ходе очередной проверки они тоже оказываются виноватыми. И в ближайшем будущем мы будем делать упор на борьбу с изготовителями поддельных документов.

— Но ведь это нелегко даже в процессуальном плане. Ведь чтобы установить факт мошенничества, сотруднику органов нужно проговорить, что он покупает “неправильную” карту, получить от продавцов подтверждение, зафиксировать все это на пленку. А фирмы размножаются как клопы, просто физически возбуждать уголовные дела трудно…

— У нас идет увеличение личного состава, весьма значительное — 270 новых сотрудников. И многие как раз будут заниматься этой проблемой. Кроме того, думаю, помогут профилактические меры: мы через СМИ будем активно разъяснять, что в такие фирмы обращаться нельзя. Мало того что это незаконно, так иностранец еще и потеряет деньги, ведь все обладатели фальшивых документов гарантированно будут выявлены. Так мы выбьем почву из-под ног мошенников.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру