Среди экзаменов, сдаваемых в форме ЕГЭ, наибольшие споры всегда вызывала литература. В самом деле, как оценить знание и понимание литературного произведения, если ученику предлагается выбрать один правильный ответ из четырех возможных? Это же не игра, а экзамен, от результатов которого зачастую зависит дальнейшая судьба выпускника. На днях спор вокруг ЕГЭ по литературе решился: из тестов убрали самую легкую часть — А — и увеличили более сложные — B и С.
— Как звали лошадь Вронского? — как-то спросил журналистов руководитель Рособрнадзора Виктор Болотов.
— Не пытайтесь, все равно не вспомните — Фру-Фру. Я и сам не знал, пока специально не посмотрел.
Этот вопрос якобы значился в одном из тестовых заданий Единого госэкзамена по литературе. Правда, Болотов сразу же признался, что это была шутка и такого вопроса, конечно, в природе не существовало, но к чему клонил министр — ясно.
Единый гос по литературе считается одним из самых сложных экзаменов. В 2007 году 18,5% российских выпускников сдали его на “два”. Хуже была только математика — 21% “неудов”. Но если с “царицей наук” все более-менее ясно (ну не каждому дано понять, что такое квадратный трехчлен!), то провальные ответы по литературе вызывали у учителей и “образовательных” чиновников искреннее недоумение. Как можно не знать Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого? Тем более что ЕГЭ по литературе был добровольным (в отличие от обязательной математики), и его сдавали те, кто что-то знал и рассчитывал на хорошие оценки. А получилось — 18,5% “двоек” и почти 40% “троек”. Выходит, более двух третей наших выпускников знает отечественную литературу или очень плохо, или весьма посредственно.
И вот сенсация: в ЕГЭ-2008 по литературе задания с выбором одного ответа отменяются! Федеральная предметная комиссия по литературе и Федеральный институт педагогических измерений разработали новую форму тестов — без части А. Выпускникам предложат только части B и C (с открытым ответом или развернутым ответом). Это, по мнению авторов новшества, поможет лучше выявить знания ребят. Экзаменаторы более точно оценят глубину освоения произведения, знание теории, умение рассуждать и анализировать текст…
Это, конечно, хорошо. Но в 2007 году на вопросы части А (самой простой) правильно ответила лишь половина 11-классников. Части В и С считаются же более трудными...
Кроме того теперь, чтобы получить по ЕГЭ “три”, недостаточно выполнить А, нужно сделать еще что-то и в других частях. Значит, “скинуть” экзамен по-легкому уже не удастся. Какие оценки, интересно, получат на ЕГЭ по литературе выпускники-2008?
ПРИМЕРЫ ЕГЭ-ЗАДАНИЙ ПО ЛИТЕРАТУРЕ:
Часть А
Какое жанровое определение дал А.С.Пушкин своему роману в стихах, обозначив его в тексте произведения?
1) “энциклопедия русской жизни”;
2) “роман-диалог”;
3) “свободный роман”;
4) “роман без героя”.
Правильный ответ — №3 (“в даль свободного романа”), а не №1 — это определение дал В.Г.Белинский.
Часть В
Назовите вид высказывания, в котором мысль выражается в сжатой и образной форме (“Мысли изреченная есть ложь”).
Ответ: афоризм, крылатое выражение.
Часть С
Почему судьбы героев Ф.М.Достоевского складываются чаще всего трагически?
Правильный ответ одного из выпускников: “Герои Достоевского обладают глубиной духовного мира, нравственной чистотой поступков, но их судьба, как правило, складывается трагически. А виной этому служат социальная обстановка, окружающая героев, атмосфера безнравственности, несправедливости, царящая не только в “городе трагедий” Петербурге, но и во всем мире”.