Президенты не поделили море

Гостей иранского саммита окружили тройным кольцом охраны

Из-за новости о смертниках, готовящих покушение на Путина, его визит в Иран (которому и без того было обеспечено внимание мировых СМИ) стал чуть ли не событием номер один. В Тегеране состоялся второй Саммит каспийских государств, на котором главы России, Казахстана, Туркмении, Азербайджана и Ирана, как и пять лет назад, пытались полюбовно разделить Каспий. И это вновь не удалось. Конвенция по определению правового статуса Каспийского моря так и не увидела свет.

Первое, что бросается в глаза приехавшим в Тегеран, — гигантские биллборды с изображением ныне покойного духовного лидера Ирана аятоллы Хомейни и ныне здравствующего лидера аятоллы Али Хаменеи. Некоторые портреты тщательно выписаны на стенах домов. А по соседству с аятоллами — портреты шахидов — людей, погибших за веру. Корреспонденты кремлевского пула, к слову сказать, жили на улице, названной в честь одного из шахидов...

Еще до отлета российским журналисткам наказали: на голову непременно повязать платок и надеть кофты с длинными рукавами. Одну мою коллегу, которая пыталась расплатиться за гостиницу, будучи без платка, отказались обслуживать. А меня знающие товарищи и вовсе напугали. Увидев мою кофточку с рукавами “три четверти”, поведали: бывали случаи, когда особо истовые верующие, заметив открытые выше кисти руки иностранок, тушили о них сигареты. К счастью, пронесло.

По приезде в Тегеран нам пришлось отказаться от некоторых привычных благ. Например, журналистов предупредили: “Пластиковые карты основных платежных систем к оплате не принимаются. А если принимаются, то не возвращаются”. Еще кое-что из местных особенностей: из спиртных напитков продается только безалкогольное пиво. Впрочем, из-под полы можно купить и напитки с “градусом”, но это великий риск. За появление на улицах в нетрезвом виде грозит уголовное наказание. Но ведь кто-то наверняка рискует! Не случайно в местном армянском квартале можно приобрести даже запрещенную исламом свинину. Членам российской делегации, например, пытались продать свиные сардельки, сделанные… в России.

К приезду на саммит глав государств в Тегеране приняли серьезные меры безопасности. Вчера с раннего утра над дворцом Саадабад, где проходило мероприятие, кружили вертолеты. Вокруг отеля, в котором жила наша делегация, выставили тройное оцепление. В этой, прямо скажем, тревожной обстановке президенты России, Казахстана, Азербайджана, Туркмении и Ирана пытались решить, как им поделить Каспийское море.

Проблема раздела Каспия возникла после распада СССР. Если в советские годы было два прикаспийских государства — Советский Союз и Иран, то потом их стало пять. Как уже писал “МК”, впервые поделить море прикаспийская пятерка пыталась в 2002-м — на саммите в Ашхабаде. Но затея провалилась. Главы государств не смогли договориться о принципах раздела. Россия, Азербайджан и Казахстан хотели поделить Каспий по формуле “делим нефтегазовое дно, а вода общая”. При этом дно предлагалось делить с учетом протяженности береговой линии каждого государства. У Ирана же была идея разделить Каспий поровну между всеми.

С тех пор позиции глав государств не изменились. Об этом свидетельствовали их речи, прозвучавшие на вчерашнем саммите. Президент Азербайджана Ильхам Алиев напомнил, что разделение каспийского дна на основе, которую три страны предлагают использовать сейчас, было закреплено еще в начале прошлого века.

“Кстати, Азербайджан еще в 1849 году приступил к разведке нефти в Каспийском море”, — как бы невзначай напомнил Алиев. Нурсултан Назарбаев заявил, что за годы, прошедшие с первого саммита, “наметилось существенное продвижение по определению статуса Каспийского моря”. Ключевое слово здесь было “наметилось”. Казахстанский президент, как и все его коллеги, призвал принять Конвенцию о правовом статусе Каспия, но сроков благоразумно не назвал. Зато выразил недовольство существующими квотами на вылов осетровых. По нынешней схеме 45% достается Ирану, 27% — России, остальное делится между Казахстаном, Туркменией и Азербайджаном. “Это не соответствует современным реалиям”, — убежденно заявил Назарбаев.

В свою очередь, Владимир Путин произнес: “Мы искренне стремимся, чтобы Каспийское море не разъединяло, а объединяло нас”. Но пока что говорить о всеобщем единстве было явно рановато. Российский президент тем временем озаботился проблемой “хозяйственности деятельности” на Каспии. А именно — недропользованием.

Путин предложил осуществлять разработку морского дна, не дожидаясь подписания Конвенции о статусе Каспия, а оговаривать все вопросы в пятистороннем формате.

Высказавшись, главы государств подписали декларацию, в которой призвали самих себя и министров иностранных дел чаще встречаться, чтобы в конце концов найти способ раздела Каспия. Интересно, долго ли еще придется встречаться?

Тегеран

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру