От Грефа подальше

Топ-менеджеры Сбербанка продали свои акции, узнав о новом начальнике

После заседания наблюдательного совета Сбербанка, на котором пусть и не единодушно, но было принято решение рекомендовать к избранию на пост председателя правления банка бывшего министра экономического развития и торговли Германа Грефа, стало известно, что группа миноритарных акционеров продала свои акции Сбербанка.

В этом не было бы ничего примечательного, если бы не один факт: все члены этой группы — нынешние руководители банка, в том числе не передавший еще полномочия руководитель Сбербанка Андрей Казьмин, первый зампред правления г-жа Алешкина и еще шесть топ-менеджеров. Седьмой также сократил свое присутствие в капитале банка.

Если же учесть, что три члена наблюдательного совета (все входящие в него сотрудники банка) голосовали против кандидатуры Германа Оскаровича, то единовременная акция по продаже своих бумаг становится чем-то похожим на демарш против решения Центробанка, имеющего в Сбербанке контрольный пакет. Похоже, что топы до последнего надеялись на другую кандидатуру. В любом случае Герман Оскарович стал единственным кандидатом на этот пост и будет утвержден 28 ноября на внеочередном собрании акционеров.

О том, что может означать одновременная продажа пакета акций руководящими сотрудниками Сбербанка и стоит ли ожидать от нее последствий для населения, “МК” спросил у экспертов.

ЭКСПЕРТЫ “МК”

Павел МЕДВЕДЕВ, зампред банковского комитета Госдумы

— Павел Алексеевич, что может означать продажа акций Сбербанка его топ-менеджерами?

— Сначала надо понять, что означало совершенное ранее ими приобретение акций. Очень часто ответственные нанятые сотрудники того или иного предприятия покупкой его акций подтверждают свою лояльность и подкрепляют уверенность окружающих в том, что они работают так как надо. Ну представьте себе, если бы одиннадцать лет назад пришел бы Казьмин в Сбербанк и не купил бы ни одной акции! Это могло быть воспринято как недоверие к его собственной деятельности. Другими словами, это этично — вложить средства в свое предприятие, для того чтобы все были уверены, что человек работает всерьез. И высшие менеджеры банка, естественно, должны были сделать то же самое. Сейчас, может быть, для них это перестало быть актуальным, и они хотят переложить свои деньги куда-то в другое место.

— А что делать простым гражданам?

— Что же касается простых вкладчиков, я не думаю, что это значит, что в Сбербанке теперь невыгодно держать свои деньги. Я уверен, что менеджеры, продавая свои акции, ни в коем случае не хотели этого сказать. Тем более что Герман Греф уже заявил, что будет продолжать политику предыдущего руководства, так что, я думаю, простые вкладчики должны его услышать.

Василий СОЛОДКОВ, директор банковского института ВШЭ

— Какой прогноз вы можете дать в связи с назначением Грефа?

— Назначение ни на что не повлияет. Сбербанк — самодостаточная, инерционная машина. А учитывая, что макроэкономическая ситуация в стране благоприятная, то проблем быть не может. А комментировать назначение Грефа — то же самое, что комментировать назначение Фрадкова, а потом его снятие. Это бессмысленно в государстве, в котором совершенно непонятно, каковы цели при назначении правительства.

— Акции Сбербанка после известия о новом главе пошли вниз. Это нехороший симптом?

— Нет, это не симптом. Это же рынок. При назначении Грефа возникла неопределенность: останется ли старая команда управленцев? Алла Алешкина и другие члены правления сбросили акции и, таким образом, могли повлиять на рынок.

— Как можно расценить этот выход из числа акционеров?

— Вероятно, посчитали, что имеет смысл продать акции, так как может измениться политика банка.

— А что изменится? В частности, станет ли более рискованной кредитная политика?

— Не могу ничего утверждать по этому поводу. Но хочу отметить, что политика Сбербанка на самом деле определяется не Сбербанком, а “постановлениями партии и правительства”.

Сергей СМИРНОВ, директор Института социальной политики и социально-экономических программ

— Чего ожидать населению в связи с новым назначением?

— Казьмин — высокий профессионал, который на самом деле сдерживал бездумную политику банка по раздаче кредитов реальному сектору экономики. На смену профессионалу приходит менеджер (пусть и талантливый), но непрофессионал в банковской сфере. Кредитная политика Сбербанка, вероятно, изменится: может увеличиться кредитный портфель, а также возрасти число проблемных кредитов и их масштабы. Вкладчикам, я думаю, не следует паниковать, изымать вклады. Вчера акции Сбербанка шли вниз, и, вероятно, данная тенденция сохранится, но прогнозировать пока рано.

— Как можно расценить уход основных акционеров после заседания наблюдательного совета?

— Это определенная реструктуризация. И я бы опять же не стал паниковать. Сбербанку, который сосредотачивает свыше половины вкладов населения, упасть в любом случае не дадут.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру