В любом книжном магазине на видном месте лежит книга с хорошим советским мальчиком на обложке. “Похороните меня за плинтусом” — творение рук Павла Санаева, настоящий шедевр, не теряет популярности уже несколько лет. Теперь Санаев, сын актрисы Елены Санаевой, сценарист и кинодеятель, написал новую книгу и по ней же снял фильм “Нулевой километр”. Сердце замерло: что получится? Второй шедевр? Увы и тьфу.
Если хочется поностальгировать по литературному разброду и жизненным понятиям 90-х — скорей берите “Нулевой километр” Павла Санаева. Все просто и ясно — кто хороший, кто плохой. Вот братва, паханы, крутые.
Вот хорошие, честные парни, умеющие любить. Вот проститутки и “честные давалки”, а вот умные и красивые женщины. Вот деньги, а вот любовь. Вот черное, вот белое, о полутонах не мечтайте. Такой вот роман написал Павел Санаев, но, если вы уже начали зевать, не спешите. В книге есть какая-то магия, не позволяющая бросить ее недочитанной.
Два простых парня, Олег и Костя, едут “в Москву! в Москву!” — покорять столицу. Костя мечтает снимать клипы и кино, а пока зарабатывает тем, что снимает на свадьбах. Олег хочет выбиться в люди, получать “нормальные” деньги, получить “статус”. В момент они оказываются “лохами”, на самом дне, без денег и без жилья. В момент нарываются на долги — испортили машину крутого чувака. В момент Костя влюбляется в столичную балерину, а Олег осознает свою цель — самый крутой клуб Москвы, “Дягилев”. Приключения обрушиваются на героев с невероятной силой.
Вот Олег уже и стал агентом по недвижимости, его работа — уговаривать пенсионеров за хорошую пенсию завещать квартиру компании. Только он не знает, что при ремонте в стену закладывается вредный для здоровья прибор и старики угасают за пару месяцев. А там и Костя перешел дорожку серьезному дяденьке…
“До полуночи оставалось минут пять. Олег торопливо шел вдоль вагонов поезда Москва—Мурманск, отправлявшегося в 24.00, по иронии судьбы опять к шестнадцатому вагону. Опять к Суслику, кинотеатру “Космос” и деревянной скамейке в сквере... Вот ведь судьба-шутница... Зло пошутила”. Сразу ясно, что с героями ничего плохого не случится. Хоть и били их, и убивали, а без хеппи-энда — никуда.
Сколько таких романов было вывалено на книжные прилавки еще десять лет тому назад? Представьте себе сериал “Бандитский Петербург”, и вы все поймете. Но почему же этот сериал имел и имеет такой бешеный успех?
Потому что такие сюжеты и можно назвать по-настоящему народными, даже если звучит это по-советски. Ну любит народ сказки! Что поделаешь? Чтобы героям было сначала плохо и трудно, а потом хорошо и сладко.
Поэтому можно ожидать, что книга станет бестселлером — по крайней мере на определенный срок.
А что касается шедевров… Пока что Павла Санаева можно сравнить с Грибоедовым — тоже писатель одной книги. Разница между “Нулевым километром” и “Похороните меня за плинтусом” принципиальная — высокая литература и новый русский литературный блокбастер. А для автора разница еще и в другом. Для создания первой книги ничего не надо было выдумывать, это советское детство, переписанное на бумагу. Второй роман придуман, нафантазирован. И именно это у автора получилось не очень.
Рэй Брэдбери “Лето, прощай”