Такое вот каллиграффити

Художники Востока предпочитают абстракции

22 октября 2007 в 18:38, просмотров: 782

Мысль Николая Гумилева о том, что “слово — это бог”, нашла особенно точное отражение именно в мусульманском мире. Филигранная узорчатая вязь на Востоке стала воплощением духа искусства. В этом можно убедиться, посетив выставку “Танец пера и чернил”, открытую Музеем Востока в галерее “Триумф”.

В работах художников-мусульман “непосвященные” увидят стильную абстрактную живопись, а знающие арабский — органичное соединение каллиграфии, национальной самобытности и авангардного искусства. В России они (около 40 работ шестерых авторов) выставляются впервые.

Оказалось, в нашу эпоху именно благодаря исламской традиции, в которой не поощряется изображение  предметного мира, восточные художники органично восприняли западный абстракционизм. Представленные на выставке работы красноречиво свидетельствуют, что их авторам хорошо знакомы и близки находки Поллока, Ротко и других корифеев западного беспредметного искусства.

Иранец Мохаммед Эхсай, известный своим умением сочетать искусство каллиграфии, живописи и поэзии, многие свои работы посвятил стихам Омара Хайяма. Но на сей раз он представил яркую романтическую серию, где главные герои Мохеббат (что означает влюбленность), Сетаеш Бахар (весна священная), Туранж (солнце).

Однако, несмотря на лирическую направленность в творчестве, Эхсай — один из немногих художников-каллиграфов, получающий заказы на переписывание сур Корана и известных поэтов Персии.  Но все-таки самые интересные работы в этой экспозиции у двух женщин-художниц. Свои работы палестинка Малихе Афнан завуалировала. Причем буквально. Это таинственные надписи вязью, скромно прикрытые изящной темной газовой вуалью. Серии ее картин называются соответственно: “Завуалированная меланхолия”, “Завуалированные намерения”, “Завуалированное доказательство”, “Завуалированное признание”.

— В нашем мире паранджа на всем, — объяснили “МК” кураторы выставки. Вся разница только в том, что на восточных женщинах покров буквален. А скажем, у мировых политиков он в разнице слов и намерений.

Этель Аднан из Бейрута, получившая образование в Гарварде и Сорбонне, представила бумажные книжки-раскладушки с отрывками из стихов изысканного Бадр Шакр аль-Сайяб, фрагменты “Баллады об Одиноком Рыцаре в современной Америке”, ну и, конечно же, “Зикры” (упоминания имени Бога).



Партнеры