Из всех музеев Москвы этот, пожалуй, самый таинственный. Вы можете, конечно, отыскать в справочнике его адрес — Хамовнический Вал, 36, только вам это ничего не даст. Нет такого номера даже в подробном атласе Москвы с указанием каждого дома. Дом 35, дом 34, дом 37, красный кружок станции метро “Спортивная” — и все. Но как раз за этим красным кружком и скрывается Музей московского метрополитена. Хотя и это знание вам не сильно поможет. Можно долго кружить по павильону “Спортивной”, прежде чем заметишь в глубине отделения милиции неприметную дверь с вывеской музея. А между тем он расположен тут уже давно — 6 ноября музею метро исполняется 40 лет. В преддверии юбилея его посетили корреспонденты “МК”.
Проникнув за дверь, вы, кстати, экспозиции тоже не обнаружите. Придется подниматься на третий этаж. Музей подземки расположился над землей — в этом есть своя парадоксальная логика.
Особенно ее оценили те рабочие, которым в свое время пришлось затаскивать наверх всю громоздкую метромашинерию. А в музее есть и кабина машиниста состава в натуральную величину, будто бы отрезанная от вагона. И системы управления движением. И памятные не одному поколению турникеты, пропускающие за пятачок. И разменный аппарат для этих самых пятачков. Сами советские деньги номиналом в пять копеек лежат тут же. Все эти агрегаты действующие. Дергай за ручки, воображай себя машинистом или диспетчером — детские мечты сбываются. Заодно можно убедиться и в надежности метро.
— У посетителей один из самых распространенных вопросов: “А почему поезда не сталкиваются?” — говорит директор музея Константин Черкасский.
Иди и смотри. Висят на стенах интерактивные схемы движения поездов на линиях — от достаточно старомодных до современных, выведенных на огромный монитор. Очень наглядно видно, с каким интервалом движутся поезда, как диспетчеры контролируют их движение и почему столкновение в тоннеле практически невозможно.
Но это, так сказать, для фанатов техники. У коллекционеров билетиков, жетончиков и прочих пропусков в метро — своя отрада. А именно стенд, где все они разложены в хронологическом порядке — от бумажных довоенных талончиков до современных магнитных карт. Есть и раритет высокой аукционной стоимости — жетон 1935 года.
— Сразу предполагалось, что в метро будут проходить с помощью жетонов, — рассказывает г-н Черкасский. — Но тогда новинка не прошла. И жетоны эти, выпущенные ограниченным тиражом, сразу стали редкостью. Он и к нам попал совсем недавно.
Вообще, метрофанаты (а их в Москве достаточно) найдут для себя много любопытного. Например, фотографии сороковых годов с экспериментальными вагонами, где сиденья расположены поперек салона, как в автобусах. Эксперимент не удался — слишком в метро было мало места.
А кто-то впервые узнает, что с самого начала в метро было две линии. Одна, воспетая Утесовым, от “Сокольников” до “Парка”, известна всем. А вторая шла от “Охотного ряда” на станцию “Коминтерна” и до “Смоленской”. Это позднее “Коминтерн” стал “Александровским садом”, началом “Филевской линии”, и пересаживаться на него стали с “Библиотеки им. Ленина”.
Любопытные факты приносят и сами посетители. Один из них недавно, например, рассказал, что зеленый камень, использовавшийся в отделке станции “Петровско-Разумовская” был стратегическим сырьем. Содержал он в себе какую-то экстраважную для нужд страны химию. И только благодаря упрямству архитектора камень разрешили использовать в мирных целях.
Музей аккумулирует в себе все эти милые сердцу любителя метро сведения. А они могут быть самые разные. Даже стихи.
Я в благородстве дивных форм
Увидел, други, пробужденье
И добрых чувств, и добрых слов,
И трудового вдохновенья.
Это пушкинские строки. Датируются 1975 годом. И нет тут никакого хронологического противоречия.
“Пушкинские” они в том смысле, что посвящены открытию станции “Пушкинская”. Вдохновленные пассажиры выражали свои чувства в рифмах и отсылали в Московский метрополитен. А теперь их строки составили маленькую выставку, посвященную станции.
Впереди еще много таких микровыставок. Например, экспозиция ключей от новых станций метрополитена.
Столичная подземка развивается, и фонды музея оскудеют нескоро. А притом что метро остается единственной альтернативой пробкам — и вовсе никогда.