Первопроходцы

Зачем давать гранты сильным школам?

24 октября 2007 в 14:45, просмотров: 2105

Горожанам сельская школа представляется обычно в виде унылого строения на краю земли, не обещающего ученикам большого будущего.

Новохаритоновская общеобразовательная школа Раменского района хоть и считается сельской, но с этой печальной картиной не имеет ничего общего. По всем параметрам это очень хорошая школа.

Просторное помещение, квалифицированный преподавательский состав, современное оборудование, радиоузел, множество кружков и секций...

Огромное количество школ в стране не могут похвастать ничем подобным. Благодаря национальному проекту “Образование” они получают гранты и тратят их на то, чтоб подняться хотя бы на средний уровень — купить компьютер, провести Интернет.

Гранты, впрочем, получают не только слабые школы, но и передовые, типа Новохаритоновской, у которых, кажется, все уже есть. Как они используют деньги нацпроекта? Надо ли помогать сильным стать еще сильнее? Или разумнее бросить все средства на то, чтоб подтягивать слабых?

Индивидуальный проект

У Новохаритоновской школы нет своего здания. У нее есть свой архитектурный ансамбль.

Четыре вместительных корпуса из красного и желтого кирпича с окнами и крышами различной конфигурации, связанные единым замыслом в красивый современный учебный комплекс.

Ухоженные газоны, горки-клумбы, организованные по всем правилам ландшафтного искусства. На заднем дворе фруктовый сад. Перед школой стадион, причем не какой-нибудь “деревенский”, а полноценный — с трибунами, освещением, беговой дорожкой, хоккейной коробкой, великолепной баскетбольной площадкой и двумя волейбольными.

Московским школам на такое богатство рассчитывать не приходится, потому что земля в столице дорогая. В селе она пока не стоит таких денег, поэтому школьное хозяйство здесь может размещаться на десятках гектаров.

“Школа построена по индивидуальному проекту, — объясняет директор Валентина Афанасьевна Малкина. — У нас в округе нет детских учреждений — ни дворцов молодежи, ни спортивных школ. Поэтому мы сразу решили, что в нашей школе должно быть место для всевозможных кружков и секций, чтоб детям было где заниматься спортом и творчеством. Мы составили список всего, что нам понадобится, разработали задание для архитекторов, и школа была спроектирована точно в соответствии с нашими требованиями”.

Строительство тянулось с 92-го года. Строили то за бартеры, то за ваучеры, а то и вовсе никак. Но, когда на губернаторские выборы пошел Борис Громов, Новохаритоновские избиратели поставили школьный вопрос ребром. Он принял его к сведению, пообещал достроить школу и выполнил обещание. Семь лет назад Новохаритоновская школа из старого тесного здания переехала в просторный дворец, светлый и жизнерадостный.

Сейчас в школе 764 ученика, которые учатся в 39 классах — все в первую смену. Во второй половине дня работают кружки, студии и спортивные секции — в этом году их 93, но бывает и по 130 (количество кружков определяется желающими в них заниматься, кружок открывается только в случае стопроцентного наполнения).

В школе учатся ребята не только из деревень Новохаритоновского сельского поселения, но и из отдаленных поселков — из Куровской, Томилина, Краскова. Там есть школы и поближе, но, несмотря на то что дорога отнимает много времени, они все равно ездят сюда, в Новохаритоново.

“У нас не гимназия, — говорит Валентина Афанасьевна. — Мы берем всех детей. Двадцать процентов ребят, которые у нас учатся, — из “социальных” семей, то есть семей с серьезными проблемами. Тем не менее учиться у нас считается престижным. Из 98 наших преподавателей 82% имеют высшую и первую квалификацию.

Порядка 80% выпускников ежегодно поступают в московские вузы. В этом году поступили 92%, причем почти все — на бюджетные (то есть бесплатные) отделения. Идут в Высшую школу экономики, в Бауманский, даже в МГУ в этом году одна девочка поступила…”

Когда из ста выпускников сельской школы девяносто два человека поступают в столичные вузы — это действительно отличный результат.

Благодаря чему он достигнут? Благодаря квалифицированным и требовательным учителям, современному оборудованию (три компьютерных класса — в какой сельской школе вы такое увидите?) и отличной организации всего школьного организма, работающего как часы, полный день, с 8.15 до 21.00.

Что купить на миллион?

В 2006 году Новохаритоновская общеобразовательная школа в числе шести школ Раменского района победила в конкурсе национального проекта “Образование” и получила один миллион рублей. На эти деньги было сделано следующее:

1) полностью оборудован новой техникой один компьютерный класс;

2) наглядными пособиями оборудован кабинет ОБЖ, а также кабинеты русского языка, математики и начальной школы (закуплены необходимые таблицы, карты, схемы);

3) оборудованы лаборатории в кабинетах физики и химии. (Содержание этих лабораторий сегодня соответствует технологическим требованиям современного уровня: компьютерные датчики измерения давления и температуры, специальная посуда, установки для проведения серьезных опытов. В Новохаритоновской школе физика и химия входят в ряд предметов “углубленного изучения”, школа является площадкой для проведения ЕГЭ по физике, поэтому лабораториям было уделено особое внимание.);

4) для издания дидактических материалов куплена мини-типография;

5) куплены и установлены семь проекторов-overhead (“поверх голов” — они крепятся к потолку в центре класса и проецируют на экран изображение, которое преподаватель задает на своем компьютере, установленном на учительском столе; такие проекторы считаются презентационным оборудованием, в школе они очень удобны, потому что позволяют учителю экономить время и силы);

6) и последнее приобретение — одна интерактивная доска.

Это вообще гениальная штука. Она выводит весь процесс обучения на совершенно новый уровень, поэтому есть смысл рассказать об этом поподробнее, тем более что таких досок в Новохаритоновской школе на самом деле не одна, а целых три, и, вероятно, в ближайшее время появится еще пять.

Игра в доску по науке

В конкурсе национального проекта “Образование” принимала участие не только сама школа, но и ее преподаватели. В прошлом году двое учителей вышли победителями. Они получили премии по сто тысяч рублей, а губернатор Громов добавил еще по шестьдесят тысяч.

Эти деньги остались у преподавателей в личном пользовании, и, надо думать, им было на что их потратить, поскольку учителя у нас не самые крутые богачи. Помимо денег каждый победитель получил еще комплект интерактивного обучения, в который входит мультимедийный проектор, компьютер и вот эта самая интерактивная доска.

На первый взгляд она похожа на большой белый экран. На доску проецируется картинка из компьютера преподавателя. Скажем, это может быть схема какого-то исторического сражения. Ученик выходит к доске и специальным электронным “карандашом” рисует прямо на схеме стрелки, показывая, как передвигались войска, где была засада, откуда появился конный полк. Когда задание выполнено, доска мгновенно очищается.

Точно так же можно дорисовывать графики, выполнять задания по географии и любому другому предмету, где требуется графически изображать решения. При этом не надо пачкаться мелом, бегать мочить тряпку, мыть доску, оставляя белые разводы, и тратить на все это уйму времени.

Интерактивная доска позволяет быстро проводить тестирование всего класса. Учитель раздает ученикам пульты и проецирует на доску задание из своего компьютера — вопрос по теме и несколько вариантов ответа.

Ученик на своем пульте нажимает кнопку, которая соответствует правильному ответу, и тут же видит на доске, как его “номер” загорается красным или зеленым. Красный — неправильно ответил, зеленый — правильно. Тут же загружается второй вопрос, третий, четвертый… За десять минут таким образом опрашивается весь класс.

Ответы запоминаются в компьютере преподавателя, мгновенно выводится статистика, и каждый ученик получает свою объективную оценку.

Не надо слушать удручающее мяканье лентяя, не выучившего домашнее задание. Не надо проверять тетради после уроков. За десять минут расставляются все точки над “i” — оперативно и наглядно. Интерактивная доска облегчает труд учителя так же радикально, как стиральная машина облегчает труд прачки. И, что немаловажно, она очень нравится детям. Учеба, но похоже на игру. Сосредоточился — и вперед: красный, зеленый, быстрота, азарт.

Правда, здесь есть одно “но” — программное обеспечение. Вернее, его отсутствие. В Новохаритоновской школе интерактивная доска используется на сто процентов только на уроках географии в 6—7-х классах. Для них написан учебник “Сфера”, в котором предусмотрены диски с программным обеспечением для интерактивного обучения. По другим предметам таких учебников еще нет.

Преподаватель, конечно, может и сам составить вопросы для контрольных и тестов. И карты битв изобразить, и схемы океанических течений нарисовать он тоже может самостоятельно. Но если каждый преподаватель-предметник будет делать это лично для себя, времени уйдет очень много. Смысла нет. Все равно что, имея стиральную машину, опять вручную обстирать полк солдат.

Нужны учебники с сопровождающим программным обеспечением, которое может быть использовано при работе с интерактивными обучающими комплексами.

Сейчас эту проблему видят только в наиболее передовых школах. Но через три-четыре года средства интерактивного обучения появятся везде, и тогда задача разработки программ встанет в полный рост.

Технологии развиваются очень быстро. Сегодня все стараются упаковать школы компьютерами. Через пару лет станет ясно, что компьютеры в чистом виде нужны лишь для уроков информатики. Что касается повышения качества преподавания в целом, то здесь нужны не компьютеры, а именно интерактивные комплексы: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска и учебники с дисками, где записаны наглядные пособия, задания и тесты.

В рамках нацпроекта “Образование” было бы разумно уже прямо сейчас начать разработку таких компьютеризированных учебников. Тогда они будут готовы как раз к тому моменту, когда нынешние “слабые” школы начнут устанавливать у себя интерактивные комплексы.

Вот, кстати, ответ на вопрос: надо ли давать гранты передовым школам, помогая стать им еще сильнее? Надо, потому что они прокладывают путь и показывают на своем опыте, какие средства и методы понадобятся всем остальным в ближайшем будущем. Они дают время подготовиться к этому будущему. Нужно только его не упустить.

Путешествие по кружкам

Рассказ о Новохаритоновской школе будет неполным, если не перечислить хотя бы несколько кружков и секций, которые там работают. Обо всем рассказать, к сожалению, невозможно — слишком много места это займет в газете. Одна только экскурсия по школе, которую провела для меня заместитель директора по дополнительному обучению Елена Иванова Мусаелян, заняла у нас больше двух часов. Можете представить, сколько там всего имеется.

Во-первых, спорт. В школе четыре спортивных зала: два игровых и два тренажерных. Тренажеры не хуже, чем в столичном фитнес-клубе. Секции на любой вкус ведут четыре штатных преподавателя физкультуры.

Во всех классах по три (а не по два, как обычно) урока физкультуры в неделю. По расписанию урок проводится одновременно у всей параллели — например, у всех четырех первых классов. Независимо от класса дети делятся на группы более развитых физически и более слабых. Занятия с группами проводятся раздельно, по разным программам, в разных залах.

Огромный блок “культурологических” кружков, развивающих творческие направления. Художественная школа занимает верхний этаж. Здесь четыре студии. Мольберты, натюрморты, на полках гипсовые головы, торсы, руки. В расписании, как положено, отдельные занятия по рисунку, живописи и композиции.

Работают кружки мозаики, прикладного рукоделия, гжельской росписи (Новохаритоново входит в Гжельский регион, поэтому сине-белая посуда здесь стоит даже в школьной столовой). Дышащий вдохновением кружок керамики: огромная мастерская с широким окном и полками, тесно заставленными фигурками. В смежном помещении настоящая профессиональная печь для обжига — вот уж чего точно не увидишь в московских школах.

Кройка и шитье, кулинария, столярка — это все тоже есть. Просторные мастерские, станки, швейные машинки, роскошная кухня с посудой, мебелью, кухонными комбайнами и прочей полезной утварью.

Актовый зал, где ряды кресел поднимаются до второго этажа, так что всем все видно. Глубокая сцена с системой занавесей, позволяющей менять декорации. Собственный музей. Библиотека с читальным залом.

Музыкальная школа. Хоровая студия — особая гордость школы (семьдесят человек поют, с первого по десятый класс). Вокальная студия. Хореографическая студия. Кружок бального танца был, но в этом году, к сожалению, закрылся. Мальчики не хотят танцевать. Всего две пары набиралось, мало. Преподавал профессиональный танцор, ездил из Жуковского. Кстати, отдельный зал для занятий хореографией в школе тоже имеется. Зеркальные стены, станок — все точно как в балетном училище.

Денег много не бывает

Отменная школа в Новохаритонове, ничего не скажешь. Но совершенству нет предела. Всегда нужно что-то улучшить, обновить, докупить.

— Миллион рублей, который вы получили по национальному проекту, — это ведь, наверное, не так много для вашей школы? — поинтересовалась я у Валентины Афанасьевны.

— Конечно, немного. Один только компьютерный класс обошелся в 450 тысяч. Чтоб осуществить все, что мы задумали, нужно гораздо больше.

Директор Новохаритоновской школы, правда, надеется, что деньги еще появятся. Откуда? У школы есть попечительский совет, в который входят представители местного бизнеса и администрации. “Недавно мы их собрали у себя в школе и показали, что сделано на миллион из национального проекта. Когда они увидели, как мы использовали доставшиеся нам сверх бюджета деньги, они пришли в полный восторг и обещали реально помогать”.

Развитие благотворительности — еще одна серьезная причина выделять гранты нацпроекта благополучным школам.

Дело в том, что благотворители и попечители в принципе готовы жертвовать на образование и воспитание детей — тем более если среди них есть свои дети. Но они хотят давать деньги тому, кто умеет работать и может потратить их с толком. А тому, кто не умеет, они давать не хотят — и правильно делают.

Гранты национального проекта “Образование”, предоставленные таким школам, как Новохаритоновская, показывают, что они умеют работать. Эти гранты дают возможность потенциальным благотворителям увидеть плоды своих потенциальных пожертвований. Они толкают их участвовать в добром деле, наглядно показывая, как все уже здорово, а с их помощью может стать еще лучше.

В конце концов дети — это наше будущее. На кого еще тратить деньги, если не на них?





Партнеры