Как прыгнуть выше головы?

Сборной России по фигурному катанию предстоит наращивать тело

Ну, вот он и пришел, следующий после провального для российского отечественного фигурного катания — ни одной медали на чемпионате мира — сезон. О чем помним? О том, что у нас, и уже не важно, по каким причинам, переходный период. О том, что чемпионами если и рождаются, то известно об этом лишь на небесах, это там выборочно целуют в макушку. Значит, на земле ими все-таки становятся. И о том, что не надо желаемое выдавать за действительное.

В Америке закончился первый этап Гран-при. Надеяться на то, что наши там блеснут победами, было бы весьма наивно. Потому что нахальство, конечно, второе счастье, но его неплохо бы для начала иметь. И не страдать при этом травмами. Кто был из россиян? Андрей Лутай поехал после долгих размышлений и даже попыток сняться из-за травмы. Это его первое выступление на этапах Гран-при (7-е место). Александра Иевлева — с действующей травмой (разумно ли?). Это ее первый старт в сезоне и первое выступление на этапе взрослой серии Гран-при (после короткой программы — 8-я). Вера Базарова и Юрий Ларионов — даже не новые, а новейшие имена в парах (но — “бронза”). Екатерина Рублева и Иван Шефер — танцевальные призеры российского чемпионата прошлого года (после двух танцев — 8-е).

КТО НА НОВЕНЬКОГО?

Фамилий в списке наших мужчин-одиночников много, результат ждем. Первый — пошел, Лутай стартовал. Сергей Добрин, перешедший от Жанны Громовой к Алексею Мишину, сломал руку. Вот, честно, даже если мне на бумажке специалисты нарисуют кучу плюсиков от этого переезда из Москвы в Питер, решение все равно весьма спорное. Конкуренция с Лутаем и юным Гачинским — дело, конечно, хорошее, но внимания тренера не прибавит. А если учесть, что Плющенко себя из любителей еще не вывел, а наоборот, утверждает, что обязательно вернется, то откуда у тренера Мишина возьмутся время и силы на пришлого спортсмена, который был еще и соперником — во всяком случае, для Лутая?

Андрей Грязев заявлен вместо Евгения Плющенко на московский этап Гран-при. Очень хочется дождаться от Андрея хорошего сезона. В прошлом году на традиционный нетерпеливый вопрос болельщиков: “Доколе?” — Татьяна Тарасова заметила, что у каждого фигуриста этап взросления проходит по-своему, кто-то выстреливает сразу и удерживает уровень, а у других — есть проблемы роста. Вот про эти проблемы хочется уже, конечно, суеверно забыть. Потому что они имеют обыкновение затягиваться. И трудно не думать о том, что последний старт у Андрея был в прошлом январе, на чемпионате Европы. А нынешний сезон он начал с того, что фактически не начал его из-за травмы вовсе. Даже контрольные прокаты в Новогорске его во всей красе и вовремя не увидели, как и два прошедших Кубка России.

Александр Успенский, Сергей Воронов, упомянутый уже Артур Гачинский, Константин Меньшов? Хорошие ребята, но, к сожалению, к единственной путевке на чемпионат мира-2008 скорее всего не имеют никакого отношения. А вся беда ситуации в том, что кто бы из названных фигуристов к ней отношение ни поимел в результате, ситуацию это вряд ли исправит, и в преддверии уже Игр в Ванкувере у нас будет все та же одна вакансия.

Вероятно ли возвращение к чемпионату мира Евгения Плющенко? Это, наверное, даже Профессор — в миру Алексей Николаевич Мишин — не скажет. Поэтому надеяться на олимпийского чемпиона, а потом расстраиваться, что вновь “не случилось”, не стоит. Если вдруг вернется, да еще и не пожалеет об этом, тогда с некоторым облегчением вздохнем: есть передышка.

ХЛОПЦЫ С ВЕДЬМАМИ

Говорят, в танцах нас ожидает в ближайшие годы сильнейшая внутренняя конкуренция. Внешнюю мы испытываем без переходных этапов. Оксана Домнина — Максим Шабалин были основательно покручены вихрем фигурных перипетий прошлого сезона. Выиграли один из этапов Гран-при, получили европейское “серебро”. На чемпионате мира остались пятыми, это было не то место, на которое могли рассчитывать вице-чемпионы Европы. Новый сезон начался для пары тоже с неожиданностей. Постановками программ танцоры занялись на два месяца позже — Максим перенес операцию колена. Для оригинального танца подготовили “Распрягайте, хлопцы, коней” — говорят, хореограф Сергей Петухов когда-то, будучи солистом ансамбля Моисеева, потряс своим мастерством самих казаков — они ему аж присвоили звание почетного казака. А вот произвольный танец пришлось менять. Прокаты в Новогорске показали, что прежнюю задумку народ не поймет, так что выступать будут с вальсом Хачатуряна “Маскарад”. Да, Максим умудрился перенести еще одну операцию — удаляли аппендицит. Но все это не мешает вкатываться в сезон с хорошим настроем идти вперед.

Не рассчитывают на легкий сезон, а уж тем более компенсацию со стороны судей и Яна Хохлова — Сергей Новицкий. Яна вообще нынче — ведьма, Сергей не отстает от нее, явится перед судьями демоном. Ученики Александра Свинина и Ирины Жук устроят всем “Ночь на Лысой горе”. Тренеры утверждают, что танцоры так вжились в образ, что иногда их приходится оттуда даже насильно выводить. А если серьезно, то работает эта пара азартно, все лето укрепляла в Новогорске силу духа и тела — для чего был привлечен даже специалист, “натуральный” марафонец.

ВЫБРОС В ВАНКУВЕР

Юко Кавагучи — Александр Смирнов нынче первая пара России. И пытаются это доказать. Новогорск и Пермь уже увидели выброс в четыре оборота. Саша говорит, что вообще-то Юко неплохо было бы прибавить пару-тройку килограммов, хочет чувствовать, “что” бросает. Работают они вместе с тренером Тамарой Москвиной, помня о серьезности момента. Кавагучи сделала еще шаг в сторону России: получила временное разрешение на пребывание в стране. Работа — узаконена, препятствий для получения гражданства во имя Игр — нет. Выброс — тоже во имя Игр. Немцы Савченко—Шолковы перед началом сезона, кстати, заявили, что уже освоили сложнейшие выбросы — аксель в три с половиной оборота и четверной флип. Пробуют его и американцы, и, конечно, китайцы. Москвина считает, что приближается эра четверных выбросов.

Олег Васильев, говорят, смог совладать с парой Мария Мухортова — Максим Траньков (которая успела прославиться своим умением не вовремя выяснять отношения) и приучает их к жесткой дисциплине. Еще специалисты поговаривают и о второй паре Васильева: Валерия Воробьева — Жером Бланшар. Говорят, француз весьма хорош. Но для участия в соревнованиях Бланшару необходимо получить разрешение своей федерации. Дважды России ответили уже отказом. Так что единственный путь — это стать французскому товарищу россиянином.

* * *

Путь в женском катании у нас тоже один. У тренеров — работать и выискивать, а найдя, пестовать, заодно приучая к вниманию, — про талант 10-летней Лизы Тохтамышевой рассказывают уже на всех уровнях, она у нас прямо как на спасительном щите. У зрителей — ждать. Арину Мартынову, Сашу Иевлеву, Ксению Доронину? Тот случай, что не кого-то конкретно, а хоть кого-нибудь.

Как прыгнуть России нынче выше собственной головы? Никак. Нужно спокойно ждать, когда окрепнет тело. И прыгать выше чужих голов, в собственную силу.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру