Президент помолился за репрессированных

На Бутовском полигоне было расстреляно 50 000 человек

С утра во вторник вокруг Бутовского полигона, где в 30—40-х годах расстреливали репрессированных, стоял густой туман. Церковь, в которую пришел Владимир Путин, чтобы принять участие в богослужении в память о жертвах репрессий, едва угадывалась в белой дымке. И совсем уж призрачным казался 12-метровый Бутовский крест, который летом везли крестным ходом аж с Соловков — по каналам, вырытым политзаключенными…

“Для нашей страны это особая трагедия, потому что масштаб колоссальный: сотни тысяч, миллионы человек погибли, — почтил память жертв репрессий Путин. — Причем это были люди со своим собственным мнением, которые не боялись его высказывать, цвет нации”. Президент подчеркнул, что о подобных трагедиях необходимо помнить для того, чтобы страна могла развиваться дальше: “Для выбора наиболее эффективных путей нужны политические споры и баталии, борьба мнений”.

 Торжественную литию (краткую панихиду) в храме Воскресения Христова и новомучеников и исповедников российских провел патриарх Алексий II. У настоятеля храма Кирилла Коляды свой, личный повод для службы: в 1937-м расстреляли его деда... Президент стоял вместе с прихожанами — многие взяли с собой маленьких детей, которые держали в руках зажженные свечи...

Затем президент вместе с патриархом возложили венок к Бутовскому кресту и отправились на Бутовский полигон. До Октябрьской революции здесь была вполне мирная усадьба помещиков Зиминых. А потом — устроили стрелковый полигон НКВД. Тут до сих пор растет яблоневый сад, высаженный солдатами полигона.

Между деревьями — длинные низкие холмики, обложенные свежими гвоздиками. Это бывшие расстрельные рвы, где, только по данным раскопок, покоятся останки 20 765 человек. А по мнению ученых, в братских могилах может быть и до 50 000.

За одну только ночь 28 февраля 1938 года было расстреляно 562 человека, а за сентябрь 1937-го — 3165 человек. Местный дьякон говорит, что до возведения здесь церкви и поминания погибших в молитвах родственники репрессированных жаловались на дикий, неконтролируемый ужас, который охватывал каждого, вошедшего на территорию бывшего полигона…

В списках расстрелянных — в основном москвичи. Чаще — крестьянского происхождения, но есть и последний градоначальник Белокаменной, и первый русский летчик, а также Митрополит Петроградский Серафим Чичагов, и труппа одного из прибалтийских театров в полном составе. Свыше 300 человек — тех, кто был расстрелян “по церковным делам” (священников и активно верующих), — церковь причислила к лику святых. Иконы с их образами висят здесь по стенам нижнего храма, куда также спустился Путин. Здесь же хранятся вещи расстрелянных, найденные в рвах, стоят стеклянные витрины с обувью осужденных…

Перед стендом с фотографиями жертв репрессий и цифрами расстрелянных с 1937 по 1938 год президент задержался: “Кажется, что это невозможно. Умопомрачение…”

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру