Водитель для губернатора

Корреспондент “МК” узнал, как подбирают специалистов в гараж правительства

В минувшие выходные по стране на высоких оборотах промчался свежий праздник — День автомобилиста. Праздник вполне можно считать всенародным, поскольку, по данным бесстрастной статистики ГИБДД, в нашей стране имеет право крутить “баранку” чуть ли не каждый третий гражданин. Но все же интересней рассказать о тех, для кого автомобиль стал рабочим местом. К тому же, если это персональное авто губернатора или членов правительства Московской области, интересно вдвойне.

Само слово “автохозяйство” почему-то ассоциируется с советскими фильмами. То есть там должны присутствовать дурковатый директор с глуповатой секретаршей, здоровенный ангар-гараж, в нем сотня автомобилей, а при них — простые парни–шофера, обязательно в промасленных комбинезонах. Однако сегодня из всего этого набора остался, пожалуй, лишь гараж, похожий на ангар. Нет, водители, равно как и механики в автохозяйстве, конечно же, остались. И запах масла с соляркой мало изменился. Но благополучие “простых парней” теперь зависит не столько от их умения давить на педали, сколько от оборотистости и прагматичности руководства предприятия.

— Раньше, образно говоря, государственных денег не считали, — рассуждает первый заместитель генерального директора ГУП “Автохозяйство” Сергей Хайновский. — Полагался, скажем, какому-нибудь исполкому гараж — и из государственной казны гарантированно шли деньги на содержание всех необходимых помещений, штата дирекции, водителей, закупку техники и всего прочего. Теперь — по-другому. Транспортные услуги заказывают у сторонних организаций — на этот счет заключается контракт. И теперь уже и заказчик, и поставщик этих самых услуг считают каждый рубль.

Откровенно говоря, поначалу думал, что лукавит Сергей Хайновский. Как-никак сотрудники автохозяйства самого губернатора возят. Но оказалось, что практически каждодневное общение с главой области и подмосковного правительства вовсе не аргумент в каких-нибудь хозяйственных спорах.

Cоискателям следует знать, что кроме этого человек из спецгаража должен быть опрятен, точен, аккуратен во всем. Ну и, понятное дело, водить машину легко и непринужденно. А чего не должен делать? Злоупотреблять веселящими напитками, болтать лишнего. Утром в понедельник пришел с запашком? До свидания! Трудовую книжку заберете в отделе кадров.

— Мы действительно строго спрашиваем с наших водителей, но стараемся создать для них оптимальные условия для нормальной работы, — рассказывает Александр Зайцев. А недавно такой случай был. Парень молодой поработал некоторое время в “Автохозяйстве”, потом пришел к Зайцеву: мол, отпустите — в коммерческую фирму зовут и платят там побольше. Однако через три месяца пошел на попятную: возьмите обратно! Выяснилось, что хотя денег коммерсанты положили больше, но за эту разницу душу вымотали основательно. Они в рулетку дуются до полуночи, а водила сиди да жди, пока им не надоест. К тому же никаких отчислений в Пенсионный и другие фонды не делались. Парень хоть молодой, а смекнул, что дурака свалял. Вот и вернулся.

И еще. Кто в жизни виды видал, тот за свое предприятие горой стоит. Вот, к примеру, Анатолий Егорович Алешин — заслуженный ветеран “Автохозяйства”. Недавно коллектив отметил его шестидесятилетие. За баранку впервые взялся еще в 1961 году. И, представьте, за почти полувековой трудовой стаж — ни одной аварии.

Машину, похоже, сможет повести чуть не с закрытыми глазами. На вопрос, когда лучше работалось — тогда или теперь, — отвечает так:

— Давайте из любого опыта брать что-то хорошее. Если говорить о специалистах, то раньше они были более универсальными. То есть шофер мог не только мастерски машину водить, но и знал ее как свои пять пальцев. Из таких “мастодонтов” у нас только Анатолий Васильевич Матвеев остался. Ему под пятьдесят, и он механик от бога… Что “Жигули”, что “Мерседес” — разберет и соберет запросто.

Учили нас, конечно, на совесть, но у шоферов и свои “экзамены” были в ходу. Например, если ты мог на высокой скорости задом въехать в ворота, когда между створками и корпусом машины было расстояние спичечного коробка, — считался асом.

Сейчас, по мнению Анатолия Алешина, более заметно разделение по специализациям. Ты водитель? Вот и совершенствуйся в вождении. Если же речь идет о ремонте и обслуживании — есть сервисные центры и механики. Возможно, это объясняется тем, что техника стала гораздо сложнее и дороже. Ей профессионалы требуются.

И еще несколько слов о профессионализме. Если раньше на каждого водителя, образно говоря, приходился один “начальник”, то теперь из 560 штатных сотрудников управленцев едва набирается два десятка.

Что же касается отношений “водитель—заказчик”, то сегодня, по словам Анатолия Егоровича, многое изменилось. Конечно, те, кто возил партийных чиновников, жил повеселее, скажем, токаря или пекаря. Но, что греха таить, персональный водитель воспринимался едва ли не как прислуга.

— Если надо жену или родственников каких по магазинам свозить, — вспоминает Анатолий Алешин, — то без разговоров. Иной раз больше намаешься с молодым барчуком, нежели с его высокопоставленным папашей.

Сейчас же каждая минута и километр правительственного водителя прописаны в контракте. Желаете детей в музыкальную школу доставить? Вопросов нет. Только это уже оплачивается по другому тарифу. А поскольку оплата идет из губернской казны — излишества отменяются. Да к тому же на всякие излишества времени у подмосковных чиновников действительно не имеется.

— Кто в областном правительстве, образно говоря, самая ранняя пташка? — спросил я одних из самых заслуженных работников братьев Алексея и Андрея Никитиных.

— Официально рабочий день начинается с девяти утра, — говорит Алексей Никитин, — но если уже в восемь часов пресс-секретарь губернатора заходит к шефу с докладом, то понятно, к которому часу подаются машины к подъездам областных руководителей.

Конечно, к рабочим столам, сводкам, справкам и мониторам стараются прибыть пораньше все обитатели нового Дома правительства в Красногорске и сотрудники, работающие на Старой площади. Но все же раньше многих выходят из дому и больше других разъезжают по области руководители и сотрудники строительного комплекса Подмосковья, Госстройнадзора, министерства социальной защиты.

А каким видится губернатор Громов с водительского кресла? Мне рассказали, что самое главное для них — это отсутствие у Бориса Всеволодовича барских замашек. Уважает точность. Если велено машину подать в шесть утра — значит, ровно в шесть руководитель открывает дверцу автомобиля. Всегда поздоровается, поинтересуется, что да как, но никчемных разговоров “за жизнь” не любит.

А еще с ним не поскучаешь. Водители уже привыкли к тому, что губернатор может в любой момент выдвинуться на любой объект в регионе. Оттого даже самый что ни на есть скромный чиновник в любой точке области всегда в тонусе. На то она и работа.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру