Продай меня обратно!

С декабря ответственность торговцев за качество товара резко возрастет

31 октября 2007 в 18:32, просмотров: 416

Приняты поправки в закон “О защите прав потребителей” (они вступят в силу 11 декабря), которые могут стать самой большой головной болью для российских торговых компаний. Потому что покупатель получит права, до сих пор даже и не грезившиеся ему в самых сладких снах. В чем суть революционных поправок в закон, выяснил “МК”.

Итак, отныне покупатель сможет вернуть технически сложный или дорогостоящий товар, в котором найдет недостаток, в течение 15 дней с момента покупки. Причем если раньше это было возможно лишь в случае так называемого существенного недостатка, то в новой версии закона слово “существенный” из этого пункта исключили. Этот термин остался лишь для тех случаев, когда поломка произойдет уже после 15 дней эксплуатации. “Существенность” поломки определит независимая экспертиза, оплатить которую также обязан продавец. А если магазин, к примеру, не доставит оплаченный товар в оговоренный срок, то на него можно смело подавать в суд. И рассчитывать при этом не на какие-то жалкие копейки, как сейчас, а на полпроцента от стоимости товара за каждый день просрочки. За месяц таким образом набежит 15% от стоимости телевизора или автомобиля. А за год — аж все 180%

Да и ремонт любой техники теперь должен занимать минимальный срок, объективно необходимый для устранения неисправности с учетом обычно применяемого способа. Но в любом случае не более 45 дней.

Впрочем, это вовсе не означает, что купленную стиральную машину можно будет поменять из-за царапины, обнаружившейся на задней стенке. Или вернуть в салон автомобиль из-за сломанного прикуривателя. И делать это каждые две недели, поражая окружающих своим автопарком. Как сказал “МК” один из экспертов потребительского рынка, прикуриватель или лампочки ломаются по-разному. Одно дело, если это разовый случай, тогда их просто заменят, и все. И совсем другое, когда поломка вызвана неисправностью электрики автомобиля, что может быть чревато даже пожаром.

На вопрос о возможном росте злоупотреблений со стороны покупателей в торговых сетях отреагировали сдержанно и пояснили, что в каждом случае намерены разбираться c покупателями индивидуально. А для тех, кто будет замечен в такой практике, существуют суды.

С прохладцей к возможному наплыву любителей “легкой жизни” отнеслись и в одном из крупнейших в Москве автосалонов, поскольку, по словам руководителя службы по связям с общественностью, “к хорошему автомобилю человек очень быстро привыкает, а машину покупают для того, чтобы ездить на ней, а не менять”.

Эксперт “МК” — Олег КОМАРОВСКИЙ, КонФОП:

— Любой возврат и обмен товара все равно должен иметь основания. Речь о том, что товары можно будет менять как перчатки, не идет. И заключение об этом должна давать независимая экспертиза. Основным камнем преткновения раньше был термин “существенный недостаток” — размытое понятие, которое можно интерпретировать как угодно. Хотя надо понимать, что к нему относится либо то, что не дает возможности пользоваться товаром в полной степени, либо проявляется постоянно. Новые поправки упорядочивают уже существующую процедуру.

Я бы хотел обратить внимание читателей “МК” на другой момент, не менее важный. Закон “О защите прав потребителей” действует с 1992 года. И за это время ситуация на потребительском рынке несколько раз менялась. Вплоть до 1996 года предприниматели не хотели добровольно исполнять требования закона и шли на любые ухищрения. Затем в России появились профессиональные торговые сети, для которых обучение продавцов-консультантов стало нормой работы. А сейчас мы опять откатываемся назад. Практика и опросы показывают, что новые продавцы не знают требований закона и потому периодически дезинформируют покупателей. И на вопрос, что делать, если телевизор, компьютер или иная сложная техника сломается, отвечают: “В случае поломки по истечении двух недель везите сами в сервисный центр”. А это в корне неправильно. Закон определяет ответственность продавца, а не производителя.



Партнеры