Бомбу заложили в национальную почву

Корреспондент “МК” передает из Тольятти, где считают, что их город террористы выбрали неслучайно

— Когда что-то рвалось в других городах, у нас считали, что в Тольятти такого точно никогда не случится, — говорит мне врач “скорой помощи”, работавший на месте теракта.

— Почему?

— А вы не знаете? Потому что они здесь кормятся…

Многие местные жители так же уверены, что теракт — дело рук т.н. этнических преступных группировок.

Мы разговариваем с врачом, просившим не называть его имени, на пандусе 12-го корпуса 2-й горбольницы. Именно сюда сразу после взрыва госпитализировали основную массу пострадавших. Только что “скорая” привезла еще одного мужчину: его сначала положили в ожоговую клинику, но среди ночи решили отправить сюда, в нейрохирургию.
“Они” в понимании доктора — это так называемые этнические преступные группировки, среди которых, говорят, здесь есть и чеченская. “Кормятся” они, разумеется, на местном автогиганте — больше в Тольятти негде. Крышуя то ли сам завод, то ли многочисленных присосавшихся к нему дилеров.

Правда, о бандитских разборках в городе давно ничего не было слышно.

— В 90-х — да, убивали чуть ли не каждый месяц, перестрелки шли прямо на улицах, — продолжает мой собеседник. — А в последнее время было тихо.

В версию о том, что взрыв в автобусе — эхо тех разборок или новая волна мафиозных войн вокруг автозавода, никто не верит. Все, с кем пришлось общаться корреспонденту “МК”, называют взрыв исключительно терактом. Хотя “официальные лица” криминальную версию все же пока не исключают. В том числе и тот вариант, что устройство сработало непроизвольно — из-за неосторожного обращения при перевозке.

…На крыльцо больницы выходят покурить трое милиционеров. С утра они дежурили в оцеплении на месте трагедии, потом их перебросили сюда — “на усиление”. По их словам, место происшествия сейчас исследуют эфэсбэшники из Москвы.

Напоследок пробегаю глазами вывешенные на дверях приемного покоя списки раненых. В этой больнице — 41 человек. 23 из них — в нейрохирургии с диагнозами ЧМТ (черепно-мозговая травма) и СГМ (сотрясение головного мозга). 2 человека в травматологии и еще три в хирургии — с ушибами, переломами и рваными ранами. 9 человек госпитализированы в ЛОР-отделение: у них т.н. баротравма — повреждены барабанные перепонки. Четверых пострадавших отвезли в 4-ю больницу, специализирующуюся на ожогах, троих несовершеннолетних — в детскую. Самая маленькая из раненых — девочка 2000 года рождения. Примерно половина пострадавших — учащиеся и студенты.

* * *

Часть улицы Гагарина, где произошел взрыв, до сих пор перекрыта. Автолюбителей дэпээсники “заворачивают” на перекрестке, пешеходов пускают чуть дальше. Но непосредственно место взрыва с двух сторон поперек проезжей части и тротуара отгорожено забором из фанеры. По бокам с одной стороны улицы — ограда парка и кафе. С другой — жилой дом, четырехэтажная хрущевка. Вход в нее только по прописке. Милиционеры у подъезда говорят, что жильцов опрашивают эксперты, пускать посторонних не велено.

В круглосуточном кафе бармен рассказывает, как было дело:

— Мы подумали, что у нас на втором этаже что-то упало. Хлопок был, но не сказать, что очень сильный, — только крайние бокалы на стойку сверху попадали.

…Рано утром к ограждению со стороны университета сервиса, где учились или работали многие пострадавшие, начинают стягиваться люди с цветами. Большинству ехавших в злополучном автобусе студентов повезло: человек 15 вышли на остановке перед университетом. Пострадали в основном студенты других вузов и те, кто решил выйти на следующей остановке: идти оттуда до университета примерно столько же.

Человек в кожаной куртке раздает студентам свечки. Это преподаватель ТГУСа Артем Минасян.

— У нас погибших вроде бы нет, — говорит он. — Правда, два тела еще не опознаны. Не дай Бог. Несколько человек получили травмы и контузии. Одна девочка вчера была в таком состоянии, как будто память потеряла. Почти не понимала, что происходит.

Бухгалтер одной из городских фирм Наталья Селиверстова, ехавшая в том же автобусе, напротив, прекрасно все помнит. Утром она, как обычно, отвела дочку в школу, а сама отправилась на работу на “двойке”. Этот маршрут ходит редко, и автобус всегда бывает забит. Особенно много едет учащихся: из Автозаводского района в Центральный, где сосредоточены институты, лицеи, колледжи.

— Я зашла в средние двери и первые две остановки ехала буквально в дверях — автобус был набит очень плотно, — вспоминает Наталья. — Потом постепенно прошла в сторону кабины водителя. На светофоре на ул. Гагарина мы остановились на красный свет. И в тот момент, когда автобус тронулся, раздался хлопок. Люди начали падать вперед, сверху посыпались обломки поручней, куски обшивки. Тут же из хвоста автобуса повалил дым. В первую секунду ощущение было, словно ударило током, и очень сильно заложило уши. Одно у меня до сих пор заложено. Я увидела, что открылись двери, и закричала, чтобы выходили через переднюю. Впереди ехали в основном пожилые люди и женщины с детьми. Уже на улице обернулась на автобус: крыша поднята, оттуда валил дым, а внутри был огонь. На дороге и тротуаре лежали тела, фрагменты тел... Одна девушка как сидела на сиденье, так и осталась сидеть. У многих мужчин брюки были иссечены снизу в бахрому, а у женщин было видно, что колготки обожжены. Лица тоже были в порезах, а куртки — в капельках крови... Сначала мы думали, что это разлетелись осколки стекол, но все стекла выбило наружу, в том числе и оба передних. Потом уже по телевизору сказали про шарики и гайки в бомбе…

По словам Натальи, в ближайшем доме выбило все стекла до третьего этажа. Уцелевшие пассажиры сразу стали звонить в экстренные службы. Первыми минуты через три приехали пожарные, потом — милиция и “скорые”.

* * *

Авторство теракта в Тольятти народная молва приписывает чеченцам. Говорят, по телевизору так сказали. А была ли до того напряженность на национальной почве? Нет, признаются, вроде не было. Хотя чеченская ОПГ и довольно крупная, рядом с заводом вроде как вертится. Но есть и русская, и татарская, и еще разные… Свои проблемы они как-то решают между собой, жителей это особо не касается. Или же не касалось?

Сам город — интернациональный. На ударную коммунистическую стройку автозавода съезжались люди со всех областей и республик. Очень много, например, татар. Может быть, поэтому внешних признаков русского национализма — небезызвестных аббревиатур и свастик, которыми исписаны стены и заборы на московских окраинах и в пригородах, — здесь почти нет. И может быть, именно это мирное соседство русских и нерусских, православных и правоверных в отдельно взятом волжском городе стало мишенью террористов?

— Чушь все это! — не соглашается мужчина, пришедший с женой к месту взрыва, чтобы положить цветы. — Что ж, я пойду теперь бить своего соседа-армянина? А вон там, напротив гостиницы, продавцы цветов бесплатно гвоздики раздают. Некоторые из них — кавказцы.

Остается надеяться, что студенты, которым по возрасту свойственно быстро загораться всякими радикальными идеями, будут рассуждать так же, как этот взрослый человек, и не поддадутся на провокацию.

— А вы почему сюда пришли? — снова обращаюсь к нему же.

— Во-первых, трагедия, почтить погибших, мы живем тут недалеко, а во-вторых, чтобы нашим властям стыдно стало, — мужчина машет в сторону шеренги милиционеров, охраняющих подступы к заграждению. — Лучше бы вчера так работали.

— Но ведь невозможно вычислить бандита в переполненном автобусе…

— А зачем мы тогда содержим все эти МВД, ФСБ?..

Ольге Коваленко было всего 32 года. Женщина являлась сотрудницей департамента правового управления мэрии городского округа Тольятти.

— Нам кажется, что карьера для Ольги всегда стояла на первом месте, поэтому она не спешила заводить детей. Коваленко считалась специалистом высокого уровня, — рассказывают коллеги погибшей. — По тольяттинским меркам должность юриста в мэрии считается очень престижной. Во всяком случае, зарплата у Ольги по сравнению с другими госслужащими была очень высокая. Коваленко жила с родителями-пенсионерами и полностью обеспечивала их. Насколько нам известно, у нее был любимый мужчина. Будущей весной они планировали сыграть свадьбу. Вообще, она запомнилась нам человеком непосредственным, веселым и очень светлым… Ольга оказалась в этом роковом автобусе случайно. Обычно она приезжала на работу на собственном автомобиле, водительский стаж у нее был больше десяти лет. Но в то утро машина почему-то не завелась. Вечером Оля собиралась отогнать ее в автосервис.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру