Топ-топ — топает “малыш”

От первых шагов в бизнесе зависит успех всего дела

Четырнадцать лет назад, сразу после приснопамятного расстрела Белого дома в октябре 93-го, автор сподобился посетить Великобританию. И не просто так, а в качестве одного из менеджеров проекта ЕС по обучению малому бизнесу. Время было суровое, российский бизнес представлял собой либо “торговлю воздухом”, либо обычную спекулятивную перепродажу. И Евросоюз на радостях от крушения коммунистической системы готов был даже помочь материально. Правда, при этом почему-то львиная часть денег, выделенных ЕС на такую помощь, шла на оплату европейских же консультантов и руководителей моей и подобных программ.

С небольшого ручейка начинается река

Знакомство с основами бизнес-процессов поначалу разочаровывало. Потому что на семинарах объясняли настолько очевидные вещи, что в нашей суперкреативной стране они были понятны даже ребенку. На общем фоне банальных истин венцом бизнес-мысли казались, например, такие положения, как “определите для себя собственную бизнес-идею”, то бишь решите, каким делом вы будете заниматься. Или: “жизненно важно для ведения бизнеса умение общаться”. Ну а “определению необходимых расходов при составлении бизнес-плана” вообще оказалось посвящено аж несколько семинаров, на каждом из которых предлагалось не упустить из виду оплату аренды, телефонных счетов, электричества и так далее.

Совершенно искренне считая все это примитивом и откровенно зевая на занятиях, ваш покорный слуга оставался в недоумении, не понимая, зачем надо учить взрослых разумных людей таким очевидным вещам. Наверное, поэтому так и не стал бизнесменом.

Прозрение пришло позже. Да, чуть ли не каждый из нас в одиночку может фонтанировать идеями, до которых не додумаются с десяток европейцев, собравшихся на “мозговой штурм”. Но 99 наших идей из 100 так и остаются на уровне абстракций. А они берут одну, но доводят ее до конца.

И пусть они строят свое дело из примитивных и простых “кирпичиков”, системный подход обеспечивает нерушимость всей конструкции. А что касается креатива, то даже самое супероригинальное предложение нуждается в том, чтобы протестировать его, прогнав через системно выстроенные вопросы. Конечно, если речь идет о деле (бизнесе), которое заключается не в открытии палатки по торговле пивом и сигаретами, а в реальном производстве каких-то товаров или оказании услуг. Нашему малому предпринимательству пора уже переключаться с торговли, концентрация которой уже зашкалила за общемировые нормы, в производственный сектор экономики. И потому обращение к уже накопленному опыту представляется вполне обоснованным. Поскольку пора уже перестать наступать на одни и те же грабли или изобретать тот же велосипед.

ТЕСТ “МК”

ЕСТЬ ИДЕЯ?*

• Есть ли уже такая идея на рынке?

• Будет ли она продолжать работать в будущем?

• Будут ли люди за это платить?

• Достаточное ли количество людей будет платить?

• Знаете ли вы, какие потребности удовлетворяете?

• Знаете ли вы, каковы будут издержки производства?

• Знаете ли вы конкурентную продукцию или конкурентов в вашем регионе?

• Нравится ли людям ваша идея?

• Знаете ли вы, сколько денег вам требуется, чтобы начать дело?

• Нужно ли специальное образование?

• Нужны ли специальные помещения?

• Требуется ли вам персонал с определенными навыками?

• В конце концов, обладаете ли вы сами теми знаниями или навыками, которые необходимы?

* Ответы на эти вопросы разместите по трем категориям: “да”, “нет”, “требуется дополнительная информация”.

Смею вас уверить, что даже такие, казалось бы, элементарные вопросы способны прояснить перспективы того дела, которым вы собираетесь заняться.

Личность решает все

Не менее важным вопросом является и оценка собственной личности на предмет пригодности для ведения своего дела. Причем, глядя на себя в это своеобразное зеркало, надо стараться видеть реальную, а не желаемую картинку.

Не секрет, что есть люди, которым в принципе противопоказано заниматься собственным делом. Как, например, одному моему знакомому, который, будучи журналистом по образованию, в последние года два то пытается продавать землю, то руководит бригадой по ремонту тепловозов, то организует еще какой-нибудь “бизнес”. При этом уровень его знаний о тепловозах и прочей технике на начало реализации этой бизнес-идеи приблизительно равнялся моему: то есть осознанию тех фактов, что они передвигаются за счет использования тепловой энергии, что у них есть металлические колеса и что для данного вида транспорта необходимы рельсы.

Из каждой истории он выбирается как петух из “Бременских музыкантов”: изрядно пощипанный, но непобежденный. И при новой встрече доверительно поясняет: “Старик, я понял, в чем была моя ошибка. Теперь я уяснил уроки, сделал выводы и больше такого не сделаю”. Следует ли особо оговаривать, что в новом деле обязательно появляются новые ошибки, подрубающие свежую идею на корню, на которых мой приятель учится заново?

Предложения пойти и поработать, вернувшись в профессию, он отвергает. Глотнув свободы и глядя на меня сверху вниз с высоты своего предпринимательства, приятель четко проводит разграничительную линию: “Старик, вот ты потерял работу и пошел искать новую за каких-нибудь тысячу, от силы полторы долларов. А у меня если дело накрылось, я пошел искать новый миллион”.

После встреч с ним я начинаю думать, что правильно сделал, не заделавшись предпринимателем. Тем более что пара опытов подобного рода в начале 90-х имела место, но отрезвление наступило достаточно быстро.
И потому протестировать себя на предмет пригодности, даже если вы обрели свою супергениальную идею, представляется также нелишним.

ТЕСТ “МК”

ОЦЕНИ СЕБЯ САМ*

Оцените ниже по пятибалльной шкале свои качества, которые эксперты обычно считают наиболее характерными для людей, работающих в сфере предпринимательства. Причем каждой оценке должна соответствовать степень проявления вами этих качеств: 5 — почти всегда, 4 — обычно, 3 — иногда, 2 — редко, 1 — почти никогда.

• Уверенность в себе

• Решительность в действиях

• Упорство (настойчивость)

• Организованность

• Стойкость

• Оптимизм

• Изобретательность

• Лидерские качества

• Зависимость

• Восприимчивость

• Умение работать в коллективе

• Независимость

• Трудолюбие

• Ответственность

• Способности к вычислениям

• Энергичность

• Выносливость

• Обеспеченность тылов (семья)

• Умение слушать других

*А теперь попросите своих друзей или родных оценить вас по тем же параметрам. Если хотите получить честную оценку, то не показывайте им свои ответы. После чего сравните результаты и задайте самому себе всего лишь три вопроса. До какой степени ваше восприятие себя совпадает с оценкой со стороны? Что вы узнали о себе нового? Насколько ваше восприятие себя объективно?

Десятки, если не сотни тысяч людей каждый год думают о том, чтобы стать боссами для самих себя. Значительно меньшее количество отваживается на такой шаг, а преуспевает еще меньшее количество. И это те, кто не только правильно оценил свои способности, нашел действительно верное, выигрышное дело, но и занял свою нишу на рынке.

 “Выхожу один я на дорогу”

И мы подошли к еще одному важному, я бы даже сказал, основополагающему понятию для любого начинающего бизнесмена — маркетинг рынка.

Конечно, в век высокоскоростного Интернета получение необходимой информации не представляет никакой трудности. Но вот насколько полезными окажутся абстрактные знания для вашего конкретного дела — это уже совсем другой вопрос.

Например, вы решили разводить для продажи редкие виды декоративных растений. В таком случае чтением газет и поиском по Интернету вряд ли можно будет обойтись.

А вот посетить всякие садоводческие организации и ассоциации явно не помешает. Хотя бы для того, чтобы реально оценить наличие конкурентов и потенциальный спрос на продукцию.

Вам придется ответить на массу вопросов даже в таком относительно узком направлении. Какого размера и цвета должны быть растения для обеспечения максимального спроса? Когда их лучше продавать? Какую цену готовы платить покупатели и кто они — частные лица или компании, которые заботятся об интерьере собственных офисов? А что предлагают, к примеру, специализированные выставки по этой теме, которые регулярно проводятся в таком мегаполисе, как Москва?

Нет покупателей — нет бизнеса. Эта, казалось бы, очевидная и банальная истина продолжает подстерегать начинающих бизнесменов в самых неожиданных областях человеческой деятельности. Начинать дело, чтобы потом убедиться в невостребованности поставляемых вами товаров или услуг, — самый простой путь, в девяти случаях из десяти ведущий к разорению. И потому необходимо, прежде чем заниматься регистрацией своей будущей фирмы или себя в качестве индивидуального предпринимателя, повнимательнее посмотреть вокруг себя и увидеть в окружающих ваших покупателей. И самое лучшее, что вы можете сделать в этой ситуации в первую очередь, так это спросить самих людей, будут ли они платить деньги за то, что вы им предложите.

В общем, если вы оказались нужным человеком в нужное время и в нужном месте, тогда смелее, В ПУТЬ!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру