Сталин драматургам покоя не дает

Пятый конкурс современной пьесы

5 ноября 2007 в 15:44, просмотров: 414

Живым называют обычно тот театр, который ставит творения современных драматургов. А современных пьес, как известно, ставят мало. Потому ли, что это коммерчески опасно? Или потому, что Шекспиров нету в наши времена? Театр “Школа современной пьесы” пятый год проводит конкурс современной драмы “Действующие лица” — с целью создания “банка пьес для российского театра”. Какой урожай пьес собран в этом году?

Сцена театра Иосифа Райхельгауза бела от листов бумаги — исписанные (испечатанные) страницы должны символизировать творческий процесс. А деревянные столы с настольными лампами и книгами — очень творческий процесс. За столы посадили высокое жюри: сам Райхельгауз, Анатолий Смелянский, Альберт Филозов, Виталий Третьяков, Михаил Угаров, Марина Хмельницкая — ректор РАТИ. А вокруг — актеры, драматурги, спонсоры…

Отрывки из пьес-финалистов читают молодые актеры. По отрывкам понятно, что никаких новых “Дней Турбиных” среди них нет, и идейный вдохновитель конкурса Райхельгауз как-то мучительно на все это смотрит. Впрочем, и смеется: отрывок из пьесы Александра Марданя “Антракт” угодил в точку.

Атмосфера очень напряженная. Все несогласны друг с другом, а ведущий Дмитрий Дибров — тот так вообще забыл назвать в жюри Филозова. Поэтому ли или по другой причине, но Филозов отказался выступать. Великий и ужасный “новодрамовец” Угаров счел, что драматургов резко бросило в жанр “советской пьесы: скучной, душной, без жестокостей. Вы говорите, жестокость — дайте мне почитать про жестокости, это интереснее”. Зато Третьякову пьесы понравились, и он вручил свою особую премию — за политическую пьесу — Герману Грекову с произведением “Великий сострадающий”. Но при этом заметил, что политическая пьеса сегодня почти всегда о Сталине.

Конкурс существует для чего? Чтобы отобрать лучших из лучших. А если нет таких? Тогда не вручается первое место. Что и произошло с “Действующими лицами”. Анатолий Смелянский, будучи председателем жюри, так и сказал: “Ищешь пьесу-паровоз, пьесу, которая могла бы стать пьесой года… В этом году такой нет”.

Вторую премию получила москвичка Екатерина Рубина за пьесу “Прогулка в Лю-Блё”, третью — петербурженка Юлия Дамскер за пьесу “На закате солнца”, а премию за детскую пьесу взяла “Дурочка” Ирины Тануниной из Кемеровской области.



Партнеры