Голосуй не сердцем, а рублем

Как получить выгоду во время выборной кампании

5 ноября 2007 в 15:13, просмотров: 224

2 ноября в России официально стартовала предвыборная кампания. Политическая борьба всегда имеет экономический аспект, однако выборы-2007, судя по всему, пройдут необычно. Если во время прошлых выборных циклов экономическая выгода широких масс населения ограничивалась незначительным повышением зарплаты, продуктовым набором на избирательном участке и бесплатным телезрелищем предвыборных скандалов, то на сей раз грамотный частный инвестор может извлечь выгоду из выборов при помощи биржевых механизмов. Российский фондовый рынок достиг уже такого уровня развития, что бюджетная поддержка регионов и отраслей позитивно отражается на котировках ценных бумаг. И грех этим не воспользоваться. Пора голосовать деньгами.

Бюджетный навес

Поскольку выборы в Государственную думу пришлись на конец 2007 года, на поведение российского фондового рынка в ноябре—декабре будут влиять два мощных позитивных внутренних фактора. Один из них традиционен и связан с особенностями функционирования системы федеральных казначейств, а второй связан непосредственно с выборами.

Система федеральных казначейств — это сеть государственных финансовых учреждений в регионах, через которые осуществляется распределение бюджетных денег и взаимодействие между бюджетами различных уровней. Поток денег из федерального центра в регионы (субвенции), а также обратный поток из регионов в центр (налоги) идет исключительно через казначейства. Эта система была полностью запущена в 2004 году: именно с этого момента все счета государственных и муниципальных органов власти в коммерческих банках были окончательно закрыты.

Система казначейств показала себя эффективным антикоррупционным инструментом, соответствующим самым строгим международным стандартам. С ее введением прекратилась порочная практика открытия счетов региональных и муниципальных органов власти в привилегированных местных банках, номинальными владельцами которых зачастую были члены семей высокопоставленных чиновников, а фактическими — сами чиновники. Эта практика не только провоцировала коррупцию, но и прямо нарушала Закон “О конкуренции”, предоставляющий всем хозяйствующим субъектам равные права. Кроме того, запуск системы казначейств оставил в прошлом разворовывание бюджетных средств при помощи фиктивных банков. Например, в Чечне в 1995—1996 годах два банка, в которые поступили средства на восстановление экономики, были объявлены банкротами, а $10 млрд. средств российских налогоплательщиков бесследно растворились в горном тумане.

Система федеральных казначейств позволила покончить с безобразиями, однако она быстро стала забюрократизированной структурой: бюджетополучателям требуется предоставить огромное количество документов и подтверждений. Зачастую они не успевают этого сделать в срок, и потому к концу календарного года на счетах казначейства традиционно оказываются значительные суммы нераспределенной ликвидности. К тому же некоторые бюджетополучатели и не стремятся к регулярному получению денег. Например, большинство региональных учебных заведений регулярно забирают средства на зарплату, а деньги на ремонт предпочитают накапливать на счетах казначейства и забирать дважды в год. Ведь бюджетные средства требуется освоить (потратить) в месячный срок, и легче это сделать в августе и январе, когда учащиеся отправляются на каникулы и можно спокойно заняться ремонтом.

В результате “навес” нераспределенной бюджетной ликвидности стал уже предновогодней традицией. А поскольку после 15 января следующего года эти средства, согласно российскому законодательству, “сгорают”, в декабре начинается их спешное распределение. Но бюджетополучатели не существуют в вакууме — полученные средства идут на оплату работ и услуг коммерческих структур. Покраской стен и даже строительством региональных электроэнергетических подстанций госструктуры уже давно не занимаются. Поэтому бюджетные деньги в конце концов попадают на счета коммерческих организаций и становятся частью их годовой прибыли. А увеличение прибыли — повод для того, чтобы котировки акций или облигаций этих коммерческих структур росли на фондовом рынке. Декабрь является месяцем роста котировок уже три года, и нет никаких причин, чтобы в 2007-м нарушать традицию.

Предвыборное ралли

Однако в год выборов предновогоднее распределение бюджетных средств будет иметь свои особенности. Ведь подведомственное население должно ощутить заботу власти накануне выборов (то есть до 2 декабря), а не после них. И простой покраской стен перед событием, которое происходит раз в четыре года, обойтись нельзя. Накануне выборов представители власти традиционно перерезают ленточки и открывают новые электростанции, газораспределительные узлы, станции метро, мосты и университеты. Или, в зависимости от масштабов населенного пункта, хотя бы стадионы, больницы и магазины. Чтобы успеть к сроку, деньги коммерсантам-подрядчикам надо дать уже сейчас. Поэтому предновогоднее ралли на российском фондовом рынке в 2007-м начнется на месяц раньше.

Отраслью, которая получит выгоду от грядущих выборов, является банковская система. Ведь со счетов бюджетополучателей в казначействах средства придут на счета коммерческих фирм в коммерческих банках. И если обслуживание в казначействах для их клиентов-бюджетополучателей является бесплатным (казначейства финансируются из федерального бюджета), то коммерческие банки со своих клиентов-фирм берут ощутимые деньги. Фондовый механизм работает и здесь: рост выручки банков даст рост прибыли и рост котировок. Следует отметить также перспективы Сбербанка, через отделения которого пройдет поток средств, направленных из бюджета на увеличение пенсий и пособий. Правда, в полной мере воспользоваться предвыборным ралли Сбербанку может помешать процесс смены руководства. Но это уже внутреннее дело компании, не отменяющее позитивный фактор.

Если частный инвестор консервативен, то для извлечения выгоды от выборов он может воспользоваться самым простым способом: купить облигации субфедералов, то есть ценные бумаги, эмитированные региональными администрациями. К ним-то финансирование придет даже еще раньше, чем к коммерческим предприятиям. Так считают не только участники российского фондового рынка, но и Международное рейтинговое агентство Fitch, которое 30 октября повысило прогноз по долгосрочным рейтингам Липецкой области со “Стабильного” на “Позитивный”. Причем из комментариев агентства следует, что оно готово в ближайшее время пересмотреть рейтинги и других субъектов Федерации.

Если же избрана агрессивная стратегия, то наибольшую выгоду от выборов может извлечь частный инвестор, обладающий хотя бы минимальной информацией о происходящем в регионе. Ни для кого не секрет, что некоторые компании пользуются покровительством местных властей. Особенно это проявляется в строительстве, где подобные структуры не только традиционно выигрывают все тендеры на строительство по госзаказу, но и осуществляют эффективное противодействие выходу на региональные строительные рынки крупных компаний федерального уровня.

Оставив в стороне рассуждения о коррупционности подобных схем строительства, частный инвестор может понять, что значительная доля дополнительных бюджетных вливаний перед выборами окажется на счетах этих компаний. Но поскольку размах строительства в регионах нарастает и постоянно требует дополнительного финансирования, эти компании давно уже вышли на фондовый рынок. Чаще всего это были не IPO (размещение акций), а размещение облигаций. Но коль скоро они размещены и присутствуют на рынке, частный инвестор может их купить и извлечь выгоду. При этом имеются дополнительные риски, поскольку, опять же по традиции, перед выборами возбуждается достаточно много антикоррупционных уголовных дел. Но если выбрать спокойный регион с лояльным губернатором (а 2 ноября был обнародован список из 27 губернаторов, которым официально разрешена агитация за “план Путина”), то риск инвестора сведется к минимуму.

Частные инвесторы являются полноправными гражданами России, и их уже достаточно много, чтобы говорить об электоральных предпочтениях этой группы населения. Если их участие в выборах сведется не только к голосованию, но и к вложению средств с учетом предвыборных факторов, то это только укрепит стабильность в стране. Ведь только в стабильно развивающейся экономике возможна постоянная прибыль от инвестиций. Пора перестать выбирать сердцем и начинать, как и в развитых странах, голосовать деньгами.



    Партнеры