Равнение на верхнюю границу

Цены на бензин и дизельное топливо вырастут в ближайшие дни

В начале ноября ОПЕК (Организация стран — экспортеров нефти) увеличила квоты на добычу нефти на 0,5 млн. баррелей в сутки. “Пожалуйста, не вините нас за рекордные нефтяные цены”, — заявил в Лондоне министр нефтяной промышленности Катара Абдулла аль-Аттиях. По его мнению, нефть дорожает из-за слабеющего доллара, спекулянтов и трудностей нефтепереработки, а не из-за дефицита. Рост мировых цен на “черное золото” не сулит ничего хорошего для российских потребителей, ведь очередное увеличение налоговой нагрузки нефтяников оплатят по традиции рядовые автовладельцы. Таким образом, несмотря на громкие заявления, власти столицы не смогут сдержать к концу года рост цен на бензин и дизельное топливо.

Ранее ОПЕК добывала 30,62 млн. баррелей в сутки (на долю организации приходится 40% мировой добычи нефти). Россия в ОПЕК не входит, однако ее доля в этом процессе составляет 12,3%. “Исходя из сегодняшней ситуации, $100 за баррель выглядит вполне реальной перспективой. На данный момент цены на нефть WTI достигли $94,5, и не исключено, что на этом не остановятся”, — говорит управляющий партнер НКГ “2К Аудит — Деловые консультации” Иван Андриевский. По его мнению, увеличение квот само по себе является довольно действенным методом, но в каждом процессе есть свои нюансы. “Во-первых, увеличение добычи на 500 тыс. баррелей в сутки на данный момент является незначительным, и участники нефтяного рынка по-прежнему выражают опасения насчет возможного дефицита топлива в 2008 году. Во-вторых, нынешняя ситуация на нефтяном рынке обусловлена не только и не столько соотношением спроса и предложения. Свою роль играет резкий приток спекулятивного капитала, а главное, усиление напряженности вокруг северного Ирака и Ирана. Переломить тенденцию роста цен на нефть могли бы изменения мировой геополитической ситуации, а увеличение квот вряд ли сыграет на данный момент такую уж серьезную роль”, — отметил профессор Андриевский. По мнению аналитиков, не брать в расчет ситуацию на мировых рынках нельзя: несмотря на рост переработки нефти в России, нужно учитывать и тесную связь с ценами в Европе.

Ссылки на мировую конъюнктуру и разговоры о долларовом подорожании нефти первый заместитель мэра Юрий Росляк считает бессмысленными, поскольку “мы живем в рублевом пространстве, а ситуация на российском финансовом рынке достаточно стабильна, чтобы не сказываться на внутренней цене бензина”. Цены на сырую нефть на внутреннем рынке также стабильны. Поэтому, по его мнению, сейчас оснований для роста цен на бензин нет. “Одной из составляющих цены является стоимость электроэнергии, однако тарифы на нее повышаются раз в год, с 1 января”, — добавил г-н Росляк.

Однако многие игроки на рынке придерживаются другого мнения. Как отметил неделю назад президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша, цены на бензин могут вырасти в течение ближайших нескольких недель. По его словам, ремонт и профилактические работы на Московском нефтеперерабатывающем заводе спровоцировали дефицит топлива, в результате чего стоимость литра бензина для “железного коня” неминуемо пойдет вверх. Правда, потом он смягчил свой прогноз. Как пояснил на днях г-н Аркуша, в московском регионе наблюдался значительный разрыв в ценах на топливо, и в настоящее время происходит просто “выравнивание розничных цен по верхней границе, что может быть воспринято потребителями как их повышение”. В общем, что и требовалось доказать.

Отметим, что стоимость литра бензина складывается из многих факторов, а не только из рыночной стоимости сырья. Так, существенная налоговая нагрузка на нефтегазовую отрасль находит отражение в наших кошельках: структура цен на бензин более чем наполовину состоит из налогов (8% дает налог на добычу полезных ископаемых, 10% — налог на прибыль, 15% — НДС, 20% — акцизы). То есть при цене литра бензина 19 рублей его реальная стоимость около 13,70 руб., остальное же владельцы личного автотранспорта бережно складывают в казну. Напомним, что с 1 декабря 2007 года в России на $25,1 до $275,4 поднимется ставка экспортной пошлины на нефть. Так что очередное увеличение налоговой нагрузки нефтяников, как всегда, оплатят из своего кармана рядовые владельцы автомобилей.

Таким образом, автолюбителям надо быть готовым к подорожанию “корма” для “железных коней”. Но даже в случае повышения цен треть автовладельцев ни за что не откажется от автомобиля. К комфорту мы быстро привыкаем, и проблема, как заправить любимую машину, для многих российских семей все-таки остается актуальной.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру