Мальчик нашел огнемет

Как наши фотографы пробудили Париж

…Улица Шарло, 9. Где-то за площадью Республики заходит солнце, на Париж спускается мягкий полумрак, умиротворение. Вот и здесь, в просторных залах Passage de Retz, на лицах детишек — изумляющее рекламное спокойствие под стать вечеру, но только в руках их не шоколадки, а — знакомьтесь — граната, кастет, автомат. Еще секунда — и все это пойдет в дело. Кто-то закричит, кто-то вызовет полицию. Несомненно, намечается теракт. Наше счастье, что эти чудные ребятки только на картинках. И первые парижане пытаются “пробовать на зуб” фотополотна легендарной группы художников из России АЕС+Ф (Арзамасова, Евзович, Святский + Фридкес), сегодня их день: открытие выставки “Le vert Paradis…”.

Как странно, что наш удивительный министр культуры и полслова не проронил по поводу “политкорректности” и “моральной адекватности” еще и этой выставки. Здесь-то сюжет покруче заворачивается, куда там бушам с бенладенами в оргазме, которых чуть не довезла до Парижа Третьяковка. Здесь посягнули на святое — дети! Да вот только разобраться — а с чего?

Парижане лишь открывают рты, фланируя между стендами. И тут есть на что посмотреть.

— Каждый их новый проект, будь то “Подозреваемые” (1998) или “Action Half Life” (2003), — это своеобразная провокация, заставляющая трещать по швам наши привычные представления о добре и зле, грехе и невиновности, добродетели и пороке, — рассказывает Ольга Свиблова (директор Московского Дома фотографии и куратор выставки). — Дети всегда являются главным фактором человеческих надежд; каждая цивилизация создает свою мифологию детства, и в то же время дети и подростки — увеличивающее зеркало общества.

Взять, скажем, серию “Подозреваемые”. Как говорится, найди десять отличий: вот перед вами 14 фотопортретов девушек до 18 лет. Только первые семь сняты в колонии строгого режима, и на них — дети, совершившие убийства с особой жестокостью, а другие семь — обычные московские школьницы из благополучных семей. Карточки перемешаны. Вся информация о героях серии, разумеется, закрыта. Остается вопрос: кого же из них сытый обыватель “запишет” в геенну огненную, а кого оставит жить да радоваться, рожать детей? Зритель невольно выступает в роли судьи. Взять и поставить немой росчерк: “Эта убила!”. Да только никто этот росчерк ставить не спешит… игра вдруг прорастает в реальность.

А что у нас по левую руку? Еще один скандальный проект “Action Half Life” (название одной популярной компьютерной игры): взяты подростки-модели, выбранные по кастингу среди 500 претендентов на разных континентах, в качестве фона — Синайская пустыня. Рассказывает Ольга Свиблова:

— Как Адам и Ева в райском саду, все эти дети-модели запечатлены в момент соблазна, когда им в руки дается страшное орудие уничтожения, но они еще не знают о существовании ада и рая. Поэтому, как правило, их взгляд обращен в одну сторону, а орудия — в другую, action еще не начат. Увлекая детей в мир компьютерных игр, главной целью которых оказывается уничтожение всего и всех, можно только догадываться о грядущих последствиях…

Тонкий философский подтекст сопровождает буквально каждую работу АЕС+Ф; сквозь видимую яркость образов пробивается боль, которая с каждым новым днем становится все более явной… Станет ли выставка культурным шоком для Парижа? Об этом мы очень скоро узнаем.

СПРАВКА "МК"

Группа АЕС возникла в 1987 году; с 1995-го художники начали сотрудничать с фотографом Владимиром Фридкесом — так образовался этот звездный квартет, который на 52-м Биеннале современного искусства в Венеции представил свой видеопроект “Last Riot”, этакий фэнтези-ландшафт нового Рая, наделавший столько шума. Нынешняя выставка — работы последнего десятилетия, новый киберэпос, обнажающий проблемы детства и отрочества в нашей жизни…

Париж.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру