Петр Бирюков: “Москва не поидет путем Лондона”

Глава Комплекса городского хозяйства ответил на острые вопросы журналистов и читателей “МК”

7 ноября 2007 в 17:51, просмотров: 2145

В его ведении — повседневная жизнь москвичей. Причем не только коммунальная, но и дорожно-транспортная.

Он знаток реагентов и всевозможных тарифов, хорошо разбирается в капремонте, знает планы города. Он не боится вопросов, а их к нему всегда много.

Первый заместитель мэра в правительстве Москвы Петр Бирюков прибыл на пресс-матч “МК” с отнюдь не слабой командой городских чиновников. Но, как опытный игрок, в итоге все удары-вопросы журналистов отбил сам. Петр Павлович ринулся в бой без промедления, разминки и лишних слов, время от времени отдавая пасы не менее опытному коллеге — председателю Мосгордумы Владимиру Платонову.

Первый раунд: административно-политический


— Петр Павлович, недавно вы предложили работать в команде правительства Москвы депутату Александру Лебедеву. Почему Александр Евгеньевич до сих пор не приступил к работе? Вы решили отказаться от своего предложения?

Петр Бирюков: — Я от своего предложения не отказался. Я всегда действую последовательно. Если говорю “да”, значит — “да”, если “нет”, то “нет”. Я действительно пригласил Александра Евгеньевича вести конкретную работу по упорядочению движения в столице, но на штатной основе, а не давать рекомендации на уровне общественного руководителя. Если сегодня Александр Евгеньевич приходит к нам в команду — добро пожаловать, мы будем слушать его предложения и, если они реальны, воплощать их в жизнь. Я неоднократно высказывал свое предложение Лебедеву и готов его еще раз подтвердить.

— В свое время Ельцин говорил: если поднимутся цены, то он ляжет на рельсы; но так на них и не лег. А вы, если отключат свет или тепло, на рельсы ляжете?

Бирюков: — Себя в такие безумные жертвы приносить не собираюсь. Если я лягу на рельсы, кто тогда будет исправлять ситуацию? Как руководитель комплекса городского хозяйства, я в первую очередь пойду наводить порядок и ликвидировать последствия ЧП. А бросаться на два оголенных провода — никогда.

— Не так давно вы вступили в должность первого заместителя мэра. Уже сформировали свою команду? Кого из руководителей планируете пригласить на работу, а кого — попросить с должности?

Бирюков: — Я уже 20 лет — член команды правительства города, которую возглавляет Юрий Михайлович Лужков. Формировать какую-то свою команду не собираюсь. Для меня все мои, кто выполняет законы города Москвы, работает на благо москвичей, во имя развития экономики города. С такими управленцами, специалистами, руководителями буду работать с удовольствием.

— Какие непопулярные решения властей ожидают москвичей в ближайшее время?

Бирюков: — Меры, связанные с налогообложением или с какими-то ограничениями, — это всегда меры непопулярные. Нас критикуют за предложение повысить ставку транспортного налога. Сегодня мы объясняем и показываем, куда идут эти деньги, почему они туда направляются и в какой пропорции. В этой ситуации малоимущие граждане оказываются защищенными, а люди состоятельные платят чуть больше. Исполнительной властью было отложено рассмотрение транспортного налога, но не для того, чтобы принять его после выборов, а для того, чтобы найти новые пути решения.

Сейчас мы можем только дифференцировать различные мощности двигателей и тем самым дифференцировать оплату за них, но мы считаем, что налоги должны и стимулировать, например, эксплуатацию двигателя на газе или на другом виде топлива. Это касается и ТСЖ, когда граждане возьмут на себя обслуживание своего дома. Это не коммерческое предприятие, и здесь должны быть минимальными обременения со стороны государства. Мы стараемся разъяснять, а когда мы разъясняем — нас слышат, и тогда легче работать.

— Закончен первый этап реставрационных работ в Царицыне. Как вы оцениваете сделанное?

Бирюков: — Сегодня мы говорим о завершении реставрационных и ремонтно-восстановительных работ исторических памятников музея-заповедника “Царицыно”. Таких — 62, начиная с Большого Дворца и заканчивая маленькими объектами, пристанями, мостиками и так далее. Все они в течение двух лет благодаря совместной работе археологов, историков и строителей выполнены.

Место это уникальное. 657 га благоустроенной территории, приблизительно 40 000 метров квадратных площадей для музеев и выставок. Сегодня это одно из любимых мест москвичей. В День города, когда открыли музей-заповедник, на территории одновременно гуляло примерно 1 миллион 200 тысяч человек.

Это великолепное место отдыха. Сегодня продолжаются работы по строительству визит-центра со стороны станции метро “Орехово” отделения милиции, помещения для конной милиции, пожарного депо на ул. Прохладной. Следующий этап — строительство крупного визит-центра со стороны станции метро “Царицыно”, где мы объединим железную дорогу, метро и автодорогу. Но это программа будущих четырех лет.

Что касается дальнейших планов московского правительства, то Мосгордума нас поддержала, и Юрий Михайлович Лужков внес предложение в правительство, чтобы все исторические усадьбы в ближайшие годы были приведены в подобное состояние. Это и парк “Лефортово”, и другие заповедные уголки города. Трудная, напряженная работа. Но она нужна москвичам.

Владимир Платонов: — Небольшое историческое отступление. В 1994 году Президент России Борис Ельцин своим указом передал только что избранной Московской городской думе здание Музея Ленина, где работала городская Дума до революции. Мы отказались от этого щедрого подарка, предложив разместить в нем дополнительные площади Исторического музея, и, как показало время, оказались правы. Спустя несколько лет городские власти удачно “обменяли” у федеральных властей здание дореволюционной Думы на парк “Царицыно”. Мы действительно вкладываем в его реконструкцию и развитие немалые деньги, и, надеюсь, теперь москвичам понятно, на что расходуются эти средства. Там есть где отдохнуть и будет чем гордиться.

Это пример плодотворных совместных действий исполнительной и законодательной власти города.

— Скажите честно: с “Царицыно” захотели войти в историю, да?

Бирюков: — Я никогда не стремился к тому, чтобы войти в историю. Просто исполнял то, что мне поручает мэр города Юрий Михайлович Лужков. Честно скажу, если бы сегодня мне поставили задачу за два года привести в порядок 1300 га “Царицыно”, я бы сильно засомневался, можно ли это сделать. Но ведь сделали. Не для истории (в историю войдет сама работа), а для того, чтобы долгострой, простоявший 230 лет, наконец стал служить людям.

— Вы член партии? Какой?

Бирюков: — Член партии Лужкова, которая стоит на защите москвичей.

— Что проще с вашей точки зрения — быть начальником или подчиненным?

— У хорошего начальника лучше быть подчиненным.

Раунд второй: капитально-ремонтный

— Расскажите о новой целевой программе ремонта жилья.

Бирюков: — Об этой программе я могу говорить часами! Она рассчитана на 7 лет (с 2008 до 2014 года) и по масштабам даже превосходит программу сноса и реконструкции ветхих домов и пятиэтажек. В программу ремонта вошли все жилые дома, построенные в Москве до 1991 года.

Мы обязаны привести в порядок около 164 млн. кв. м жилья (из которых около 32 млн. кв. м не в счет — это пятиэтажки, которые уже решено снести). Из оставшихся около 12 млн. кв. м предстоит отремонтировать комплексно и капитально, с заменой инженерных систем. В остальных домах будем делать выборочный капремонт. Темпы ремонта будем наращивать. Если в следующем году мы отремонтируем комплексно около 650 тыс. кв. м, а выборочно — 12 млн. кв. м, то уже к 2014 году эти цифры увеличатся почти вдвое.

После капремонта мы передаем жилищный фонд москвичам. Главное — чтобы было кому передавать. Для этого в рамках реформы ЖКХ мы сейчас очень активно работаем над созданием ТСЖ.

Платонов: — Программа хорошо профинансирована. Только в этом году на капремонт выделяется 42 млрд. рублей — это огромная сумма. Кроме того, город берет на себя ответственность и за дома, принятые им на баланс после 91-го года.

— Меняют в ходе капремонта окна? Планируете ли сделать так, чтобы во всех домах окна стали одинаковыми?

Бирюков: — Сказать, что во всех жилых домах мы поменяем окна на стеклопакеты, будет абсолютно неправильно. Сегодня мы меняем окна во всех жилых домах, где производится комплексный капремонт и где окна выходят на проезжую часть или магистраль (независимо от категории дороги). Но там, где окна выходят во двор, их не меняют.

Пока мы только технически перевооружаем наш жилой фонд, меняем его облик, создавая дома нового поколения, отвечающие современным требованиям. Для этого мы ремонтируем и утепляем фасады зданий, балконы, меняем кровлю, делаем все возможное, чтобы сократить теплопотери. Пока бюджет города располагает возможностями сделать только такую работу.

— В этом году на капремонт выделена беспрецедентная сумма — 42 млрд. рублей. Где гарантия, что они пойдут по прямому назначению, а не осядут в карманах людей, которые окажутся в нужное время в нужном месте?

Бирюков: — Можно думать и говорить по этому поводу все что угодно. Это не значит, что город выделяет слишком много средств, и все они обязательно должны куда-то расходиться. Для этого должна быть построена система. В первую очередь — система конкурсного отбора, система планирования, система контроля и учета за расходованием средств. Мы на сегодняшний день приступаем к этой грандиозной программе и имеем всю необходимую проектно-сметную документацию, где определены все параметры. Документация прошла экспертизу, победитель конкурса будет заниматься этой работой. И, самое главное, в этой работе должны участвовать сами жители. Мы предлагаем проект, говорим стоимость этого проекта — и товарищества собственников жилья должны получить отремонтированный дом согласно этому проекту. Ну а уж если такие факты станут нам известны, то для этого есть закон и различного рода контролеры.

— Готовится реорганизация ДЕЗов. Как она будет проходить? Что будет с эксплуатацией жилого фонда?

Бирюков: — В Москве идет реформа ЖКХ. В соответствии с новым Жилищным кодексом мы обязаны провести реорганизацию ДЕЗов.

Да, действительно, ДЕЗы в свое время сработали, они отработали более 15 лет. Сегодня на базе ДЕЗов создаются открытые акционерные общества, которые вместе с любыми другими управляющими компаниями различных форм собственности будут принимать участие в праве на эксплуатацию жилого фонда.

Москвичи, товарищества собственников жилья, проводя свои собрания по выбору способа управления, могут прибегнуть к помощи любых предприятий, организаций, управляющих компаний, включая и те открытые акционерные общества, которые будут созданы на базе дирекции. Это право ТСЖ — выбрать себе управляющую компанию. Почему мы уделяем этому самое серьезное внимание? Потому что хотим, чтобы москвичи сами могли управлять совместным долевым имуществом, могли управлять теми дотациями, которые город им дает. И сами могли осуществить контроль за рациональным использованием средств, которые выделяет город.

— Сравните состояние ЖКХ Москвы и других европейских столиц.

Бирюков: — С уверенностью могу сказать, что наша система ЖКХ устроена ничуть не хуже, и работает она лучше, чем в других европейских столицах. Посмотрите, что делается днем на центральных улицах Парижа — разбросаны пластиковые бутылки, пакеты, бумага. В Москве подобного нет. А что касается пробок на дорогах, так где их нет? Недавно наша делегация вернулась с экономического форума в Лондоне, так они теряли в пробках по полтора часа.

Платонов: — Это называется “трафик”. А относительно сравнения систем ЖКХ… Дело в том, что на Западе большой объем ответственности возложен на плечи граждан и коммерческих структур. У нас же по-прежнему зона ответственности городских властей огромна, мы выполняем многие функции, от которых в тех же Англии или Франции городские власти освободились.

— Можете объяснить популярно, как москвичу выбрать управляющую компанию?

Бирюков: — Право граждан избирать управляющую компанию дважды переносилось. Последний срок заканчивается 31 декабря 2007 года. После этого управляющую компанию путем проведения конкурсов станут подыскивать городские власти. Процесс непростой.

Граждане вправе через какое-то время отказаться и выбрать себе новую компанию. Мы стремимся применить у себя опыт крупнейших мировых мегаполисов, когда городские власти будут постепенно снимать с себя эту нагрузку, и граждане сами будут беспокоиться о своем жилье. Конечно, с помощью городских властей, потому что в любом практически доме находится доля города — это муниципальное жилье, где живут граждане, не приватизирующие квартиры. Мы несем за это ответственность. И вместе с гражданами будем смотреть, чтобы управляющая компания наводила порядок в доме. Это самый надежный контроль — вот дом, вот выделенные деньги, вот как они потрачены.

Платонов: — Прежде чем пригласить к себе управляющую компанию, надо посмотреть, кто ее учредители, поднять учредительные документы, узнать, есть ли у нее (и какая) материально-техническая база для эксплуатации и управления жилым помещением. Лично я посмотрел бы на реестр благонадежности тех или иных компаний, какие гарантии они могут дать, узнал бы, какую характеристику им может дать местная власть. И прислушался бы к этому мнению.

Раунд третий: дорожно-транспортный

— Раньше много говорили о развитии Московской железной дороги. А сегодня все разговоры сошли на нет. Отказались от этой идеи?

Бирюков: — Совсем нет. У нас есть много долгосрочных программ, в том числе программа развития общественного транспорта, в которой один из разделов посвящен развитию железнодорожной сети. Малое кольцо железной дороги Москвы в перспективе сможет перевозить 900 тысяч пассажиров в сутки. Сейчас идет систематизация этой работы. В железнодорожном сообщении нуждается большинство новых районов города.

Так, из поселка Северный будут пущены электрички к Савеловскому вокзалу. Платформу Косино удлинят. Это поможет в разрешении транспортной проблемы в Кожухове. Железнодорожное сообщение будет организовано и в Щербинке. Сейчас идут работы по созданию Малого кольца железной дороги.

В сентябре 2008 года предстоит открыть движение от платформы Пресня до Канатчиково. Соответствующие программы и соглашения уже подписаны совместно с Московской железной дорогой и РАО “Железные дороги России”, на уровне мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова и руководителя РАО Владимира Ивановича Якунина. Так что такая работа идет достаточно интенсивно.

— Как повлияет на работу городского транспорта и служб, обеспечивающих жизнедеятельность столицы, повышение цен на бензин и горюче-смазочные материалы?

Бирюков: — Повышение цен на топливо и энергоносители никак не скажется на работе общественного транспорта, развитию которого мы уделяем самое серьезное значение. Сегодня городской общественный транспорт перевозит 85% пассажиропотока (частники — только 15%). Перебои в его работе недопустимы.

Платонов: — Компенсация возможного повышения цен на энергоносители специально предусматривается и закладывается в бюджет города. Благодаря этому, если произойдет что-то непредсказуемое, будет возможно обеспечить дополнительное финансирование. До остановки работы городских служб общественного транспорта дело не дойдет.

— На прошлом тайме пресс-матча “МК” Юрий Росляк сделал приятное для автомобилистов заявление, сказав, что проезд в центр города будет оставаться бесплатным. Каким образом власти города планируют решать проблемы пробок, учитывая, что опыт с перехватывающими парковками отклика в народе, мягко говоря, не нашел?

Бирюков: — Москва действительно не пойдет путем Лондона. Ограничивать въезд в город, взимая за это плату, мы не будем. Есть другие способы наведения порядка в городе и его центре. Например, можно запретить въезд в город транспорта, наносящего вред экологии. Такая возможность у нас есть. К тому же мы будем совершенствовать организацию самого дорожного движения, расширять и строить новые дороги и развязки.

— Постоянная пробка на развязке улицы Братеевской с улицей Люблинской (Братеевский мост) порядком надоела жителям Южного округа и автомобилистам. Из Марьина, Братеева, Зябликова автомобильный поток стекается на один перекресток. Планируете решить эту проблему?

Бирюков: — По программе развития дорожно-мостового строительства на этой магистрали после 2012—2016 гг. планируется строительство развязки с выходом на МКАД. В районах Братеево, Зябликово, Южное и Северное Орехово-Борисово в 2010 году будут построены четыре станции метро. Одна линия придет из Марьина до станции Зябликово и вторая линия — Красногвардейская — будет продолжена. Тогда транспортное обслуживание жителей станет намного лучше.

Если помните, в 90-х годах жители района Братеево категорически восстали против строительства метро, говоря о том, что вести эту работу не позволяют грунты. Позиция граждан привела к тому, что метро в Братеево придет на 20 лет позже, чем планировалось.

— Каковы перспективы улучшения транспортной связи между Зеленоградом и Москвой?

Бирюков: — Работаем над этим вопросом. Планируем развивать железнодорожную сеть, увеличить количество платформ, частоту движения электричек и скоростных поездов. Зеленоград значится в числе приоритетных округов.

Раунд четвертый: житейский

— После близкого знакомства с реагентами сапоги одной читательницы “МК” пришли в негодность. Женщина не проносила их и одного сезона! Кто вернет ей 6 тыс. рублей за испорченную обувь?

— Цена еще не говорит о качестве сапог. Может, их так изготовили, что они не вынесли движения по московским улицам? И тем не менее... Сегодня мы совершенствуем работу по эксплуатации дорог в зимнее время. Восемь лет назад правительство Москвы отказалось от применения песко-соляных смесей и стало работать с новыми реагентами, причиняющими меньше вреда окружающей среде, автомобилям, обуви пешеходов. С каждым годом эта работа совершенствуется. Этой зимой во дворах и в пешеходных зонах коммунальные службы будут применять гранитную крошку.

Полагаю, сапоги такого качества, купленные в этом году, пару лет прослужат своему хозяину.

— Значит, читательнице деньги никто не вернет?

— Пусть обратится к нам, в Департамент жилищно-коммунального хозяйства. Если экспертиза установит, что сапоги действительно испортили реагенты, мы вернем ей деньги.

— Турникеты, установленные на городском транспорте, существенно увеличили время проезда горожан. По сути произошла подмена целевых функций: взамен быстрой перевозки на первое место вышло увеличение прибыли от них. Москвичей это не устраивает. Они ценят свое время и просят убрать из транспорта валидаторы. Это возможно?

Бирюков: — Мы не планируем ликвидировать турникеты. С позиции экономики города они работают рационально. Если мы их уберем, бюджет сразу потеряет примерно 3 миллиарда рублей, что негативно скажется на других целевых программах. Сегодня деньги, полученные за проезд в общественном транспорте, направляются на обновление автопарка, закупку низкопольного транспорта, модернизацию остановочных павильонов, закупку специализированного транспорта, приспособленного для перевозок инвалидов-колясочников.

Платонов: — Мы ввели турникеты не для того, чтобы создать гражданам дополнительные трудности. Только благодаря им наконец стало ясно, сколько у нас пенсионеров-льготников на самом деле пользуется транспортом. А ведь раньше нас убеждали, что пенсионеры утром просыпаются, завтракают, садятся на общественный транспорт и целый день ездят, и мы эти расходы должны были компенсировать из бюджета.

Сейчас этого нет. Это позволило, с одной стороны, обеспечить льготникам проезд в транспорте, с другой — сэкономить немалые бюджетные средства.

Думаю, работу с турникетами-валидаторами, поскольку она приносит реальную пользу, нужно совершенствовать, а ни в коем случае не запрещать. Другое дело — надо учесть замечания, появившиеся в ходе их использования, сделать так, чтобы граждане не испытывали трудностей при оплате проезда. Первое, что приходит в голову, — валидатор надо перенести дальше в глубь салона, чтобы в автобус, троллейбус или трамвай могли беспрепятственно заходить сразу десять-двенадцать человек и оплачивать проезд во время движения транспорта.

— Чтобы разрядить “пробочную” ситуацию на дорогах, во многих странах мира члены правительства (в том числе мэр Лондона) теперь ездят на работу на общественном транспорте. Не собираетесь ли вы пересесть с легкового авто на городской транспорт, подав положительный пример коллегам и москвичам?

Бирюков: — Я готов ездить на работу на общественном транспорте, но тогда со мной никакой связи не будет.

Потому что если я спустился в метро, то со мной связи нет. Москва — огромный мегаполис. Несколько дней назад был прорыв водопровода. Мне как руководителю надо быстрее других оказаться на месте ликвидации аварии. Не прибыл вовремя — значит, не остановил воду, не организовал ее уборку. А своевременное прибытие на место позволило справиться с этой задачей за тридцать минут.

Москвичи могут видеть руководителей города до 23 часов на местах, на улицах, во дворах, в подъездах. Они находятся там, чтобы видеть как можно больше недостатков. А вскрыв эти недостатки, сделать более комфортной жизнь москвича. Мы служебным транспортом пользуемся во благо москвичей.

— Собирается город принимать меры по рациональной утилизации мусора? Какие?

Бирюков: — Конечно. Вспомните 1991 год. Тогда на наших улицах и площадях лежали горы мусора. Сейчас этого нет. В городе нет ни одного навала, ни одной стихийной свалки — они ликвидированы. Сегодня мы решаем вопрос переработки мусора. В Москве работают три завода (по одному в Северо-Восточном, Восточном и в Южном округах). Еще два завода будут строиться. Наша задача — сделать так, чтобы через четыре года весь мусор или сжигался, или утилизировался, или перерабатывался.

Чтобы заинтересовать граждан, мы сегодня устанавливаем фондоматы — автоматы, которые взамен опущенной в него (читай — выброшенной) пластиковой бутылки или жестяной банки выдают деньги. Только в прошлом году мы так собрали около 60 тысяч тонн пригодного для переработки вторсырья. Теперь надо в течение полутора лет к полутора тысячам существующих фондоматов установить еще три с половиной тысячи. В каждом районе предстоит построить пункты переработки сырья.

Мы уже готовим концепцию по переработке мусора и его утилизации. Скоро она будет предложена для рассмотрения на заседании московского правительства.

— Сейчас ведется активная работа по выводу дебаркадеров из акватории Москвы-реки. Очищается место для подобных, но московских бизнес-структур?

Бирюков: — Мы освобождаем Москву-реку для того, чтобы она служила своему историческому назначению, своим непосредственным целям. Это должен быть чистый водоем с чистой водной гладью, и ни о каких новых структурах здесь разговоров быть не может.

Платонов: — Это один из примеров, когда из-за федерального законодательства городские власти не могут наводить порядок на реке, протекающей через город. Вот они — последствия.

— У вас, Петр Павлович, фигура штангиста. Это от природы? Наследственное? Или просто качались?

Бирюков: — Помните, раньше было выражение “поднимать сельское хозяйство”? Так вот, я уже много лет что-нибудь поднимаю: то Северный округ, то Южный, а теперь реформу ЖКХ. Вот и накачался…

Связь предоставлена компанией “Роснет”.



Партнеры