Недоношенные выборы

Саакашвили перехитрил врагов

Президент Грузии Михаил Саакашвили сделал неожиданный сильный ход: он объявил о проведении досрочных президентских выборов 5 января 2008 года. Одновременно вопрос о сроке проведения парламентских выборов выносится на референдум. Это решение вызвало бурное ликование оппозиции. Вернее, той ее части, которая пока на свободе и не в розыске. Между тем Саакашвили использовал единственный оставшийся у него шанс сохранить лицо… не потеряв при этом власть.

Оппозиция, напомним, требовала проведения парламентских выборов в конституционные сроки — весной 2008 года. Саакашвили добился через парламент переноса парламентских выборов на осень следующего года и совмещения их с президентскими. Понятно почему: правящая партия “Единое национальное движение” стремительно теряла популярность, существовала опасность, что выборы весной она проиграет. Тогда последующие президентские выборы проходили бы уже совсем в других условиях: оппозиционные Саакашвили партии, контролирующие парламент, серьезно ограничили бы возможность фальсификаций и использования административного ресурса. Появилась бы реальная возможность избавиться от Саакашвили уже в следующем году.

Однако неожиданное решение Саакашвили, которое на первый взгляд кажется компромиссом с оппозицией (вот вы требовали моего ухода — и я ухожу, вы требовали досрочных выборов — пожалуйста), на самом деле всего лишь маневр, показывающий, что никуда уходить он не намерен. Оппозиция не готовилась серьезно к президентским выборам. И за те два месяца, которые до них остались, вряд ли сумеет подготовиться.  И еще неизвестно, сколько времени продлится чрезвычайное положение, а значит — запрет на митинги и собрания, цензура в СМИ.

Дело даже не в том, что у оппозиции пока нет единого кандидата. Надо думать, они сумеют с ним определиться в самое ближайшее время. Георгий Хаиндрава, например, считает, что после того, что совершил Саакашвили против своего народа, все равно, кто станет кандидатом: “Я думаю, что даже если оппозиция поставит соперником Саакашвили будку для газет, все равно выиграет оппозиция”, — сказал он. Но все же среди лидеров оппозиции сейчас нет никого, кто мог бы выступить “в одной весовой категории” с нынешним президентом.

Ираклий Окруашвили — в вынужденной эмиграции, Патаркацишвили — за границей и вряд ли сможет вернуться в ближайшее время.

Ничего не известно о местонахождении Шалвы Нателашвили — лидера имеющей наиболее массовую поддержку населения партии из числа оппозиционных — Лейбористской. Пропал и младший сводный брат лидера партии “Свобода” - Цотнэ Гамсахурдиа. По заявлениям представителей правящей партии, они покинули Грузию и объявлены в розыск. В четверг генпрокуратура Грузии возбудила против них уголовные дела. Их обвиняют в шпионаже (в пользу России, естественно) и заговоре с целью свержения власти. Константин Гамсахурдиа, лидер партии “Свобода”, проходит по делу как свидетель. В подтверждение этих смехотворных обвинений МВД Грузии обнародовало записи телефонных переговоров, из которых ясно, что эти люди имели контакты с сотрудниками российского посольства в Тбилиси. В случае доказательства вины оппозиционерам грозит до 20 лет тюрьмы. В офисе лейбористской партии прошел обыск. Так что Нателашвили — сильный и популярный лидер — выведен из игры. Кстати, учитывая обстановку в Грузии, не исключено, что оппозиционеры могли быть тайно похищены грузинскими спецслужбами.

Предвыборную кампанию оппозиции придется вести в условиях информационного вакуума. Даже если действующие сейчас ограничения на работу СМИ будут сняты (а когда это произойдет, неизвестно), самый мощный информационный ресурс оппозиции, телекомпания “Имеди”, не сможет возобновить свою работу.

Спецназ, в среду взявший телекомпанию штурмом, уничтожил всю аппаратуру. То, что не уничтожили, — украли, выбили окна и двери, вскрыли пол. На восстановление всего этого уйдут месяцы.

Не случайно выбрано и время выборов — короткий промежуток между Новым годом и православным Рождеством. В эти дни грузинам обычно наплевать на все, в том числе и на то, кто станет их президентом.

Первые выборы Саакашвили, кстати, тоже проходили 4 января.

Выборы в условиях террора и “охоты на ведьм”, отсутствия оппозиционных СМИ, полной монополии Саакашвили на власть и наличия в его руках мощного административного ресурса, безграничных возможностей разного рода манипуляций и фальсификаций оставляют оппозиции мало шансов. В то же время это прекрасная возможность для Саакашвили подтвердить свою легитимность, которая была поставлена под сомнение последними событиями в Тбилиси.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру