Моментальный кризис

Платежи через сенсорные терминалы станут дороже

Вчера вступили в силу поправки к Закону “О банках и банковской деятельности”, запретившие применять субагентские схемы ведения бизнеса на рынке микроплатежей. Теперь владельцы платежных систем, не успевшие заключить прямые договоры с банками, обязаны прекратить работу.

Нововведения существенно сузят круг предоставляемых услуг и сократят количество сенсорных автоматов: половина игроков, в первую очередь частные предприниматели, покинет рынок. По прогнозам экспертов, комиссии за переводы станут выше на 10—15%, ведь к цепочке посредников добавятся банки.

Мал, да удал

Рынку моментальных платежей всего семь лет. Несмотря на молодость, он бурно развивается и достиг ошеломляющих результатов. По оценке Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), объем российского рынка денежных переводов через сенсорные автоматы превысил $15 млрд. К 2010 году, по некоторым оценкам, он может удвоиться. Сейчас в стране работает около 200 тыс. точек оплаты различных услуг, более 90% составляют платежи за мобильную связь. Терминалы вытеснили карты оплаты мобильных телефонов, которые несколько лет назад пользовались популярностью.

Секрет такого прорыва раскрывается очень просто: шесть лет рынок микроплатежей никем не регулировался, ему никто не мешал расти. Всего пару лет назад входная плата на него составляла $3—5 тыс. На эти деньги нужно было купить несколько сенсорных аппаратов и подобрать под аренду бойкое место. Дешевый входной билет и минимум административных барьеров привлекли многих индивидуальных предпринимателей. Сегодня почти каждый второй терминал принадлежит частникам, владеющим небольшими сетями из 3—10 терминалов.

Небольшие игроки становились агентами крупных платежных систем. Владелец терминала работал по субагентской схеме — собирал деньги, переводил их платежной системе, а та доставляла средства компании — конечному получателю.

Рядовые плательщики оценили удобство, простоту и круглосуточную доступность. Сетью платежных терминалов постоянно пользуются сейчас две трети населения России. Сегодня сенсорные автоматы предоставляют около 300 наименований сервисов, и список услуг постоянно растет. Через терминалы можно оплатить не только пользование мобильной связью, но и коммунальные платежи, штрафы, приобрести билеты в кино и на поезд, рассчитаться за услуги Интернета и кабельного телевидения, внести платежи по кредитам и многое другое. Один платеж экономит в среднем 20—30 минут.

Борьба с террористами

Банки долгое время не обращали внимания на микроплатежи. Банкиры не верили в перспективы этого рынка. Но впечатляющие коммерческие успехи малых сетей кардинально изменили отношение к этому сегменту рынка денежных переводов. И банки развернули наступление. Разумеется, шло оно под модным знаменем “борьбы с отмыванием средств и финансированием террористов”. Началась атака, как и полагается, с “тяжелой артиллерии” — Госдумы. В августе прошлого года депутаты приняли поправки к Закону “О банках и банковской деятельности”, запретившие системам мгновенной оплаты принимать платежи без договоров с банками.

Первый зампред банковского комитета Госдумы Павел Медведев для ускорения даже направил в Генпрокуратуру письмо с требованием навести порядок на рынке платежей через терминалы. По мнению депутата, терминалы используются для нелегального обналичивания денег. “Владельцам терминалов самообслуживания удалось вытеснить с рынка “серой” обналички банки, которые за такую услугу берут порядка 11%, а владельцы терминалов — всего 6—7%, поскольку платежи через них не облагаются никакой комиссией”, — жаловался в пояснительной записке к письму в Генпрокуратуру Медведев. По его мнению, “эти железные ящики принципиально нарушают закон: принимают платежи, хотя не имеют права их принимать. Иметь дело с деньгами неопределенного круга лиц имеют право только банки”.

Это мнение поддержали и крупные игроки, работающие по банковской схеме. Как считает Юрий Мальцев, президент компании “Элекснет”, владеющей крупнейшей в столице сетью платежных терминалов: “Либеральность законодательства привела к тому, что владельцами терминалов являются независимые от банков юридические и физические лица. Соответственно, деятельность таких игроков не лицензируется и не контролируются их финансовые потоки. В реальности терминалы превратились в конкурентов банков, причем ведущих свою деятельность нелегально”.

Справедливости ради надо признать, что часть упреков справедлива. Уровень ответственности владельцев сенсорных автоматов — в отличие от банков — ограничивается средствами, оплаченными за создание ООО, то есть 10 тыс. рублей. Для сравнения: уставный капитал банка должен быть не менее 5 млн. евро. При этом предприниматели, работающие по субагентской схеме, избавлены от банковского надзора.

Наконец, в минувшем июле проснулся и Центробанк. Свою паузу в 11 месяцев в нем объяснили желанием дать владельцам терминалов хорошо подготовиться к переменам. Распоряжение ЦБ касалось в первую очередь владельцев платежных терминалов без лицензий, которые могли переводить наличные средства от одного анонима к другому абсолютно бесконтрольно.

Перемены оплатят клиенты

Как и следовало ожидать, к новым правилам игры оказались готовы только крупные операторы. По мнению гендиректора Е-port Александра Покровского, большинству индивидуальных предпринимателей придется покинуть рынок микроплатежей. “Новые требования принесут мелким игрокам новые неудобства. Помимо того что усложнятся правила игры, обострится конкуренция, упадут доходы. Поэтому многие частные предприниматели, как мне кажется, покинут рынок”, — отметил глава ГК E-Transfer Михаил Ворошнин. По мнению некоторых игроков, после вступления в силу поправок терминальный бизнес сократится минимум на треть, а максимум — вдвое. Так что в ноябре рядовые потребители могут почувствовать “моментальный” кризис.

Гендиректор Объединенных систем моментальных платежей Владимир Лопатин считает, что после сокращения количества терминалов по приему платежей возрастет стоимость услуги для потребителей. Сейчас комиссии за прием наличных составляют 1—5%, но появление нового звена в цепи, через которую проводится платеж, приведет к повышению тарифов за денежные переводы в два-три раза. После вступления в силу решения ЦБ банки, через которые пойдут денежные потоки, будут тарифицировать услуги, что также увеличит стоимость комиссий за денежный перевод.

По мнению Александра Покровского, “из-за существенного сокращения количества терминалов значительно снизится доступность оплаты. Кроме того, сузится спектр услуг, которые можно будет оплатить через платежные терминалы. Сейчас через терминалы оплачиваются десятки видов услуг — после введения в действие поправок их останется всего три”. “Сейчас главной задачей ЦБ является установление контроля над операциями.

Денежные потоки терминальных сетей надо было влить в банковскую систему. Следующим шагом регулятора, скорее всего, будет ужесточение контроля над сенсорными аппаратами”, — заключил Михаил Ворошнин.

Свято место пусто не бывает

Единственным очевидным преимуществом, которое получили со вчерашнего дня клиенты, является усиление безопасности денежных переводов. Теперь на чеке обязательно должны быть реквизиты банка, принимающего платеж. И при сбое транзита денег всегда можно найти виновного.

Крупные банки, разумеется, постараются использовать массовый исход с рынка микроплатежей индивидуальных предпринимателей. Розничные банки вынуждены создавать собственные сети, ведь им нужно принимать ежемесячные платежи заемщиков по кредитам. Наиболее активно сегодня развивают сети по приему платежей Сбербанк, Альфа-банк, Промсвязьбанк и др. Некоторые банки развернули программы по продаже железнодорожных билетов. Сначала сенсорные автоматы самообслуживания появятся только на вокзалах Москвы и Санкт-Петербурга, затем их установят в крупных торговых центрах. На первых порах клиент будет заказывать билет в терминале только с помощью кредитных карт. Потом планируется продажа билетов за наличные. Мэрия Москвы объявила о намерении установить многофункциональные потребительские терминалы в подъездах жилых домов. С их помощью будут приобретаться билеты на городской транспорт и зрелища, оплачиваться услуги за связь, детские сады, коммунальные платежи. Расторопнее других оказался Банк Москвы, который уже заключил с мэрией соглашение об установке своих аппаратов в ДЭЗах и других муниципальных организациях.

Вот новый поворот

Однако далеко не всем перемены на рынке микроплатежей пришлись по нраву. Первыми на защиту индивидуальных предпринимателей и своих клиентов встали федеральные операторы мобильной связи. В начале ноября к ним подключился и заступился за субагентскую схему глава Мининформсвязи Леонид Рейман.

Он написал письмо председателю ЦБ РФ Сергею Игнатьеву, в котором предложил Банку России скорректировать свою позицию по поводу приема платежей за услуги связи нефинансовыми организациями.

Параллельно нешуточная борьба вокруг вступивших вчера в силу поправок развернулась в банковском комитете Госдумы. Его председатель Владислав Резник фактически выступил против позиции своего заместителя Павла Медведева и внес в Госдуму новые поправки в Закон “О банках и банковской деятельности”, которые возвращают ситуацию в прежнее положение. Глава банковского комитета собирается освободить владельцев платежных терминалов от необходимости заключать договоры с банками. По мнению г-на Резника, вступление в силу указания ЦБ может привести к разрушению существующей сети приема платежей, устранению значительного числа участников данного рынка и созданию социальной напряженности, связанной с невозможностью оплаты услуг. Пока Банк России думает над его предложениями.

Обсуждение законопроекта в Госдуме должно было состояться в минувшую пятницу, однако его перенесли. Как пояснил источник “ЭВ” в аппарате банковского комитета Госдумы, не пришел отзыв на поправки из правительства. Рассмотрение законопроекта намечено провести на этой неделе. Но даже если он получит одобрение депутатов, шансов быстро изменить правила игры на рынке платежных терминалов у него немного.

По мнению источника, скорее всего на одобрение использования агентской схемы уйдет несколько месяцев. За это время, по мнению экспертов, прекратят работу десятки тысяч сенсорных терминалов. Региональные отделы Банка России и ОБЭП уже в самое ближайшее время могут начать тотальные проверки платежных систем, которые не сулят ничего приятного индивидуальным предпринимателям.

Таким образом, рядовые плательщики должны быть готовы к сокращению количества сенсорных автоматов, сужению круга предоставляемых услуг, увеличению стоимости платежей на 10—15%, ведь к цепочке посредников добавились банки.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру