С вечера на хуторе блюз Гоголя

Режиссеру Сергею Яшину — 60 лет

14 ноября 2007 в 18:01, просмотров: 322

Чудесный театр-вокзал им. Гоголя вступил в череду беспробудных (не поймите превратно) праздников. Один юбилей круче другого: что самому Гоголю относительно скоро стукнет 200, что главрежу театра Сергею Яшину впору ходить гоголем — ему 20—40—60 (расшифровка: 20 — как рулит Гоголем, 40 — как дипломированно предан театру, ну а 60… а что, собственно, 60? Вон гляньте на Таганку: 60 — это юность, первые весенние цветы да грозы). Накануне грандиозного капустника в честь юбиляра “МК” пригласил Сергея Ивановича на пару вопросов.

Сохранить достоинство и чувство юмора, не развалить коллектив в стесненных коммунальных условиях (в театре нынче ремонт), ставить талантливые спектакли и давать ставить другим — все это простые заповеди для одного человека, одного из самых значимых наших режиссеров — Сергея Яшина, ученика знаменитого Гончарова.

— Сергей Иванович, нет, каково? Каково вообще сегодня править театром? Нет ощущения депрессии?

— Если любишь свое дело, то жизнь в радость. А если я буду занудствовать “о проблемах”, меня ж сразу на пенсию попросят, резонно скажут: “Ну зачем же тебе, брат, мучиться?”. Хотя меня лично многое мучает. В первую очередь — ощущение собственной бездарности…

— Ну это вы хватили…

— Иначе нельзя. Да, юбилей, да, поставил больше сотни спектаклей, но это уже случилось. А ведь надо смотреть в будущее и не успокаиваться… Тогда ощущение от театра будет “как в первый раз”, как тогда, в Хабаровске (где я родился в 1947-м). Помню, только пошел в школу. А окна наши выходили как раз на театр музкомедии. И с этого времени мои родители (мама — врач, папа — летчик) все время брали меня с собой на спектакли, не то чтобы “прививали”, а просто оставить было не с кем. Даже не надевали в мороз пальто, просто перебегая через дорожку. Так все детство и прошло под музыку Оффенбаха и Кальмана. Это было чудо…

— А потом ярославское училище, из которого вы вышли актером… Но почему им и не остались?

— Потому что встречался, увы, с такой режиссурой, что хватался за голову. К тому же хотелось существовать в профессии более осмысленно, играть не одну, а много ролей — и Треплева, и Тригорина, и Заречную…

— Есть что-то, что напрягает в современном театре?

— С удовольствием хожу на спектакли своих коллег, это обогащает. Пусть не нравится, пусть не согласен, но это возбуждает, хочется противопоставить! А что не нравится… вот пошла тенденция, что “всё плохо”, “человек мерзок”, “посмотри спектакль и удавись”, — нет, это не моя точка зрения. В театр ходят за верой. Не надо лакировать жизнь — да, бомжи валяются, ужас, криминал, — но дело не в констатации факта, а в размышлении: какое действие от нас должно последовать? Как говорил Маршак (правда, про поэзию), “наше дело правильно разложить костер — огонь ударит с неба”.

…Сегодня к Яшину придут актеры, драматурги, писатели, вместе побалагурят, похохочут — хороший повод лишний раз “собрать семью”. По словам Сергея Ивановича, семья в театре важна более чем: можно отпускать артистов на бесконечные приработки в рекламу, на ТВ, но однажды все они враз должны здесь собраться и быть одним целым. Театром имени Гоголя.



    Партнеры