Заглянем в завтра

Татьяна Голикова, министр здравоохранения и социального развития РФ:

“Я не врач, но я менеджер и финансист. Чтобы обосновать необходимость увеличения финансирования здравоохранения, мы должны в кратчайшие сроки рассмотреть вопросы развития национального проекта “Здоровье”, разработать и обсудить стратегию развития здравоохранения России сроком не менее чем на 10 лет”.

— Хотелось бы высказаться по тем проектам, которые сегодня реализуются в здравоохранении. На мой взгляд, в российском здравоохранении еще остаются серьезные проблемы. Среди них:

• устаревшая материально-техническая база, особенно муниципального звена здравоохранения;

• низкая заработная плата медицинских работников, особенно врачей-специалистов и медицинских работников, которые трудятся в стационарах;

• структурные диспропорции — неэффективное использование имеющихся ресурсов, в частности коечного фонда лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), при недостаточных объемах амублаторно-поликлинической помощи;

• отсутствие системы непрерывного медицинского образования, как это имеет место в развитых странах и т.д.

Для решения этих проблем в российском здравоохранении реализуются важнейшие программы — с 2005 г. программа дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) и с 2006 г. — приоритетный национальный проект “Здоровье”. Эти программы направлены на наиболее слабые звенья российского здравоохранения и очень важны.

Для того чтобы достичь целей, поставленных президентом В.В.Путиным в “Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г.”, — к 2016 г. снизить смертность на 30% и увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 70 лет (сегодня она всего около 66 лет), а к 2025 г. снизить смертность на 60% и увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет, необходимы серьезные программные действия.

Как мы должны решать эти задачи? Конечно, вместе с работниками отрасли, Российской академией медицинских наук, высшими и средними специальными медицинскими учебными заведениями, профессиональными медицинскими общественными объединениями и всеми заинтересованными сторонами.

Я не врач, но я менеджер и финансист. А эффективный менеджмент подразумевает, что решения, которые будут приниматься в здравоохранении, должны быть основаны на доказательствах, направленных на решение наиболее приоритетных проблем, и публично обсуждаться. Чтобы обосновать необходимость увеличения финансирования здравоохранения, мы должны в кратчайшие сроки рассмотреть вопросы развития национального проекта “Здоровье”. Разработать и обсудить стратегию развития здравоохранения сроком не менее чем на 10 лет с конкретными целями, механизмами реализации, предложениями по изменению нормативно-правовой базы, мероприятиями и индикаторами для контроля. Для этого мы планируем провести ряд коллегий Минздравсоцразвития РФ, заседаний общественного совета при министерстве.

Особенно хочу подчеркнуть важность не только увеличения расходов на здравоохранение, но и эффективные управление и контроль за этими расходами на всех уровнях: федеральном, субъектном, лечебного учреждения и в цепочке “врач—пациент”. Для решения этой задачи подготовка управленческих кадров будет важнейшим разделом стратегии развития здравоохранения. Для нас также будет очень важно осуществлять контроль качества медицинской помощи по единой методике и в соответствии с международными стандартами.

Что касается “пилотного проекта”: важно увеличить тарифы на медицинскую помощь и оптимизировать систему финансирования лечебно-профилактических учреждений, но мы должны публично обсудить и первые результаты проекта.

Приоритетами программы развития здравоохранения должны стать:

Приоритет первый. Мы должны создать условия для повышения мотивации медицинских работников к качественному труду. Рассмотреть возможность повышения заработной платы медицинским работникам и внедрить систему оплаты труда в привязке к качеству и результатам труда. Создать условия для непрерывного повышения квалификации медицинских работников (возможность посещения лекций и семинаров, оснащение рабочих мест клиническими руководствами, обеспечить доступ к Интернету и к электронным медицинским библиотекам).

Приоритет второй. Создать систему управления качеством медицинской помощи, соответствующей международным стандартам. Клиническая медицина сегодня — сложная технология с множеством специфических процессов, управлять качеством которой необходимо так же, как управляют качеством в высокотехнологическом производстве (энергетика, авиастроение, космическая техника и т.д.).

Приоритет третий. Сегодня в России продолжительность жизни больных с хроническими неинфекционными заболеваниями — 7 лет, в странах ЕС — 18—20 лет. Это говорит о неэффективном управлении хроническими заболеваниями на всех уровнях. Недостаточно ведутся профилактическая работа и пропаганда здорового образа жизни.

Приоритет четвертый. Безусловно, должна быть продолжена поэтапная модернизация материально-технической базы лечебных учреждений. При этом я понимаю, что необходимо будет продумать механизмы эффективного использования этой материально-технической базы.

Обратная связь для нас — это удовлетворенность пациентов медицинской помощью. При принятии решений мы будем опираться на лучший международный и отечественный опыт. Я уверена, что вместе мы решим задачи, поставленные президентом перед здравоохранением и социальной сферой России.

…Завтра будет лучше, чем вчера? Поживем — увидим.

Это, пожалуй, первое программное публичное выступление нового министра Минздравсоцразвития РФ Татьяны Голиковой (окрещенной самым симпатичным министром) — на общественных слушаниях на тему “Проблемы финансирования здравоохранения и качества оказания медицинской помощи”, организованных комиссией по вопросам здравоохранения Общественной палаты РФ.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру