“Бибигон” сделал шаг вперед

Кира Богословская: “Не бойтесь, что ваш ребенок смотрит телевизор!”

15 ноября 2007 в 15:37, просмотров: 230

Появление первого в России детского телеканала “Бибигон” породило жаркие споры. Одни видят в нем вселенское зло и очередную попытку зомбировать население, на этот раз — самое юное. Другие находят его панацеей от всех проблем с воспитанием. В чем на самом деле заключается задача детского канала, что о нем думают сами дети и как к нему относятся родители, “МК” спросил у профессионала, социолога, руководителя группы телевизионных исследований Киры Богословской.

— Прежде чем запустить телеканал в эфир, вы проводили исследования с помощью фокус-групп...

— Чтобы всем было понятно — поясню: фокус-группа — метод исследования, когда мы приглашаем десять человек за “круглый стол”, в нашем случае — за квадратный, и два-три часа просто беседуем. Мы задавали вопросы по конкретным передачам канала и по детскому телесмотрению в целом. Для этого мы собирали три вида групп: маленьких детишек с родителями, детей постарше — одних, и отдельно — родителей, чтобы узнать их отношение к факту появления детского канала как такового.

— Дети и родители тщательно подобраны или это случайные люди с улицы?

— Конечно, специально отобраны, но — обязательное условие — друг с другом не знакомые. Нужно это для того, чтобы они выражали разные мнения.

— Насколько такие исследования соответствуют реальности? Ведь за столом сидят десять человек, а канал смотрят миллионы.

— Десять человек сидят только в одной группе, а в исследовании таких было задействовано около пятнадцати. А потом представьте — есть, например, апельсин. Если вы будете исследовать отношение к апельсинам в Африке и в России, вы получите разные результаты. Но если вы спросите у сорока человек в одной стране, как они относятся к апельсинам, то скорее всего получите картинку мнений, которая будет справедлива и для остальных. Мы хотели выяснить, что именно хотят видеть дети, чего им не хватает.

— И как дети реагировали на то, что им показывали?

— Прекрасно. Их приводило в восторг уже то, что они участвуют в исследованиях. Это было приятно, потому что взрослые куда более критичны.

— Может ли такой канал, как “Бибигон”, полностью снять с родителей необходимость заниматься с ребенком?

— Вопрос, конечно, риторический. Телевизор не может заменить воспитание. Наши исследования показывают, что следят за тем, что смотрит их ребенок, не больше 10 процентов родителей. Причины этого разные и достаточно серьезные. Одни говорят, что вокруг столько информации, что они не имеют права лишать ребенка возможности ее воспринимать. Иначе дети будут выключены из коллектива. А для того чтобы фильтровать эту информацию на полезную и вредную для ребенка, нужно обладать собственным чувством вкуса. Которое есть далеко не у всех. Наконец, родители просто боятся воспитывать детей. Подобные результаты для нас стали неожиданностью.

Но раз родители детей не контролируют, а дети у нас ТВ любят и смотрят много, вполне ожидаемым выглядит появление такого канала, как “Бибигон”. Конечно, пока все еще далеко от идеала. В том числе и потому, что у “Бибигона” нет конкурентов. Но сам факт появления детского канала — это безусловный шаг вперед.

— В том числе и поэтому, называясь специализированным детско-юношеским каналом, “Бибигон” берет на себя большую ответственность…

— На самом деле роль телевидения значительно преувеличена. В каждой семье есть определенные традиции, которые с появлением нового канала вряд ли изменятся. Поэтому если родители водят ребенка в музеи и театры, так они и будут продолжать это делать. А если нет, то у ребенка появилась возможность увидеть что-то полезное и интересное в телевизоре.

А родителям я бы хотела сказать вот что: не бойтесь того, что ваш ребенок смотрит телевизор. Главное — не забывайте разговаривать с ним, спрашивать, что новое он увидел, как он к этому относится. И телевизор тогда может стать очень важным средством общения на достаточно важные темы. Родители часто боятся, что не смогут стать для ребенка абсолютным авторитетом. В то время как дети нуждаются не в авторитете, а в любви и внимании к их детским интересам.



Партнеры