Белая река, ягодные берега

Что новенького на рынке алкоголя?

Все мы так или иначе имеем отношение к спиртному. Даже если совсем его не употребляем, все равно волей-неволей приглядываемся к новинкам “под градусом” на полках магазинов. Тем более что на носу новогодние праздники. А лучший подарок для наших граждан порой отнюдь не книга. Вот только хотелось бы, чтобы после употребления “презента” у человека остались лишь приятные воспоминания...

Что происходит на алкогольном пространстве и как не нарваться на паленую бутылку, разбирался корреспондент “МК”.

Плодовое и выгодное

Понятное дело, Россия была и остается страной крепкого алкоголя. Это, как говорится, сложилось исторически.

Однако ситуация постепенно начинает меняться в другую сторону. К примеру, за этот год по сравнению с прошлым мы выпили в два раза больше шампанского. В разы выросло потребление пива. Правда, наркологи никак не поймут, радоваться им или плакать. Потому как хорошо, если гражданин выпил “ведро” пива и заснул... Другое дело, если после “ведра” все же захотелось еще и бутылочку водки.

Впрочем, есть один сегмент рынка “под градусом”, у которого наметился явный подъем, — это плодовые вина.

Несмотря на то что его масштабы все равно пока что в 8 раз меньше, чем в советские времена, эксперты предрекают ему дальнейшее развитие. Нет, речь идет не о портвейнах, вне зависимости от “благородства” происхождения напитка. “У нас практически не осталось отечественного легального портвейна. Из-за того, что налоги им заметно подняли, все отправились в тень”, — рассказал “МК” глава департамента информации Союза участников алкогольного рынка Вадим Дробиз. По официальной статистике, россияне выпивают в год 40—45 млн. литров плодовых вин (для сравнения: шампанских — около 180 млн.). Картину делают как дорогущие сливовые вина из-за рубежа, так и напитки наших заводов по цене от 60 рублей за бутылку, готовящиеся из той сливы, а также — груш, персиков, абрикосов, вишни (в общем, всего, что произрастает на просторах нашей необъятной). А последний хит сезона — натуральный яблочный сидр (также — с добавлением смородины), появившийся в розлив в ресторанах.

Однако для того, чтобы плодовое виноделие развивалось и дальше, должно пройти время. Потому что, по оценкам специалистов, оно еще толком не нашло своего потребителя. Россияне смотрят на него с недоверием.

У старшего поколения слишком сильна память о “плодово-выгодном”, а многие представители младшего не знают, что это такое. Зато желающие ознакомиться с новым сегментом на практике явно могут извлечь выгоду из нынешней ситуации. Ведь пока “кое-кто” занят завоеванием своего потребителя, цены он точно поднимать не будет. В отличие от производителей той же водки. Некоторые из которых уже объявили о повышении отпускной стоимости своего продукта с завода. А значит, и за розницей “не заржавеет”. Что же касается подделок, то беспокоиться практически не о чем.

Заморские штучки

Интересно, что на сегодняшний день “просто праздник какой-то” наблюдается у импортного экзотического спиртного (виски, текила, ром, джин и т.д.). Рынок этих напитков в России (не путать с импортной водкой) с 2004 года вырос аж на 230%. Безусловно, такой статистический рост делает в основном население крупных городов, где доходы значительно выше региональных (соответственно, и замашки другие). Но причина еще и в том, что к нам начали везти не только “премиальные” бутылки (обычно располагающиеся в супермаркетах в стеклянных витринах, чтобы не дай бог не разбили), но и так называемый ширпотреб (он прекрасным образом прижился на стеллажах магазинов даже эконом-класса).

Импортная же водка, напротив, потихоньку сдает позиции. Факторов влияния множество. “Частично это происходит за счет развития нашего водочного сектора. Но и нелегальный рынок водки никуда не делся. Более того, он растет. Как это ни странно, но на снижение темпов потребления импортной водки влияет и сокращение населения России. А приезжающие мигранты… им либо не до дорогой водки, либо они мусульмане. Плюс в “пьющий” возраст вливается подросшая молодежь, а у нее другие приоритеты — они быстрее слабоалкоголку купят. Речь, конечно, о молодежи больших городов, потому как уделом сельских регионов остается все та же водка. Но никак ни импортная, а вовсе нелегальная”, — объяснил ситуацию Вадим Дробиз.

И здесь рассуждать о “паленом змие”, конечно, уже можно. С тех пор как акцизную марку наши законодатели сняли с горлышка бутылки (правда, благодаря тем же парламентариям она, вероятно, скоро вернется обратно — “передумали”, знаете ли, и написали новый законопроект), возможность залить какую-то жидкость в бутылку из-под дорогущего и не очень импортного спиртного все же остается. Тем более что многие заморские “сосуды” под “градус” не имеют никаких “рассекателей” в своем горлышке (которые невозможно выковырять) или особенных колпачков (при откручивании которых они ломаются чуть ли не пополам). Тут совет простой: если купленная вами бутылка кажется оригинальной, а содержимое отдаленно напоминает “жидкость для размягчения копыт”, то лучше не экспериментировать и вылить все в унитаз. Жалко, конечно, потраченных денег, но здоровье все-таки дороже.

“Вот ее, родимую, и будем кушать...”

Как ни крути, но начать этот абзац придется с плохой, чуть было не сказала, новости... Но, к сожалению, это не новость: по объему фальсификата Россия уступила пальму первенства только Китаю. Датой начала сегодняшнего сыр-бора на алкогольном рынке принято считать злополучный 1985 год, когда по указу Михаила Горбачева начался демонтаж ликеро-водочных заводов. Правда, это громкое начинание, как и многие другие в нашей стране, было с грохотом провалено. И уже с 1990-го ЛВЗ стали “монтировать” обратно, а еще через год в России была отменена госмонополия на алкоголь. Вот тут-то и началось! Такого потока “градуса” из-за рубежа страна еще не видела! Как рассказали “МК” в Ростесте, под эту сурдинку к нам стала везти такую отраву, что ее и водкой-то назвать было сложно. Многие из таких “водок” содержали метанол и альдегиды, а количество сивушных масел зашкаливало за все мыслимые и немыслимые пределы.

Впрочем, радостно поехала в Россию, конечно же, не только сивуха, но и вполне достойного качества премиальная водка. Однако радоваться было рано. За три года (с 91-го до 94-го) наши люди выпили много ведер “псевдоурсуса”, “типа “Финляндии” и “почти “Абсолюта”. По уверению специалистов, тогда мы пережили настоящий бум подделки премиального импортного градуса. В самой России водка подобного класса начала производиться только в 1994 году и окончательно закрепилась на рынке после кризиса 1998 года, когда ввозить премиальную водку из-за границы стало совсем уж невыгодно. Сейчас же наша алкогольная отрасль может похвастать настоящими шедеврами, которые не стыдно преподнести даже очень именитым особам. При этом дорогие бутылки защищены от подделки чуть ли не с восьми сторон. Тут тебе и стекло уникальное по составу, гравировки, чеканки, специальные колпачки и дозаторы (гуалы).

“Как стекло!”

Со своей тарой наши производители делают уже настоящие чудеса. Кстати, граненые бутылки, ставшие привычными для потребителей беленькой, не такая уж простая работа. Как рассказали “МК” на одном из столичных заводов, “чтобы открыть цех по производству таких бутылок... Короче, дешевле будет свое водочное производство наладить”. Хорошо и то, что грани, появившиеся в свое время на водочной таре только в сегменте “премиум”, постепенно “сползают” в менее дорогую категорию. И сейчас вполне можно приобрести граненый “градус” по вполне сносной цене.

Остается добавить, что самой модной фишкой по-прежнему остается рисунок “как бы внутри бутылки”, а также иллюстрации, проявляющиеся на стекле при охлаждении водки. Покупая такой продукт, можно быть уверенным в его оригинальности... процентов на 90%. А то и больше. Смотря где покупать.

Цифры расскажут “родословную”

Несколько лет назад российские производители легального спиртного решились и еще на один шаг. Они стали использовать специальный колпачок в горлышке бутылки со страшным названием — гуала. Его наличие исключает повторное заливание жидкости в тару. Гуала хороша также и тем, что, оказавшись поставленной на поток, она присутствует практически во всем водочном ассортименте, игнорируя лишь самый дешевый сегмент рынка. Чаще стали появляться и защитные голограммы с фирменным значком ликеро-водочной компании, и номерные стикеры на крышках.

Вслед за гуалой на свет появились и вовсе неснимаемые крышки-дозаторы. Избавиться от такой крышки можно, лишь разбив бутылку. В ход идут и надламывающиеся колпачки (снова уже не закроешь). Однако наблюдательные потребители не могли не заметить “сенсации” последних двух лет: на колпачок и “рубашку” горлышка лазером наносятся дата и время схождения бутылки с конвейера. Лазерную надпись невозможно спутать с краской — цифры четкие и ровные. Они выгравированы на стекле и выжжены на колпачке, поэтому их нельзя незаметно подправить или стереть вовсе. На неоткрытой бутылке дата и время розлива идеально точно расположены над аналогичными цифрами на стеклянном горлышке бутылки.
Так что ищите цифры, пока производители чего-нибудь еще не придумали.

ЭКСПЕРТ “МК”

Павел ШАПКИН, президент Национальной алкогольной ассоциации:

— Рейтинг надежности защиты от подделок спиртного, на мой взгляд, выглядит так:

1. Гуала. Вынуть без разрушения целостности тары практически невозможно. Повторно залить жидкость в бутылку можно только с помощью шприца. Что делает подпольное производство, мягко говоря, нерентабельным. Проще открыть свой легальный завод.

2. Разрушающаяся при открывании пробка. Если отламывается хоть уголок или кольцо — сразу заметно, что бутылку открывали. “Теневикам” опять же неудобна, по причине дороговизны.

3. Термоусадочный колпачок. Плотно облегает горло, избавиться от него невозможно.

4. Сургуч. Жаль, что мало кто использует. Заметно осложняет жизнь “подвальным” дельцам.

5. “Козырьки”. Вспомните СССР.

6. Акцизная марка старого образца. Надеюсь, что наши депутаты вернут ее на горлышко.

СПРАВКА "МК"

По данным исследований “ROMIR-холдинга”, каждый второй россиянин покупает и потребляет водочную продукцию не реже одного раза в месяц.

Согласно результатам социологического исследования (в опросе приняли участие 2716 человек в возрасте от 18 до 55 лет, покупающих и потребляющих водку не реже 1 раза в месяц, стоимостью от 115 рублей за пол-литра), проведенного среди взрослого населения России, не реже одного раза в месяц покупают водочную продукцию 55% респондентов и потребляют ее — 49%. 2—3 раза в месяц покупают самый русский алкогольный напиток и потребляют его по назначению соответственно 35% и 37% респондентов, а раз в неделю и чаще — 10% и 14%.

Частота покупки и потребления водки, по результатам опроса, увеличивается с возрастом. Так, молодые люди от 18 до 35 лет, как правило, покупают водку не чаще одного раза в месяц (65% от 18 до 24 лет и 57% от 25 до 35 лет), тогда как покупающих водку раз в неделю и чаще значительно больше среди граждан постарше: 12% в группе 36—45 лет, 15% в группе 46—55 лет против 5% в группе 18—24 лет и 8% в группе 25—35 лет.

Покупка и употребление водки, как показывает исследование, зависят от социального статуса и дохода респондентов: работающие граждане и опрошенные с высоким доходом (свыше 15 тысяч рублей на члена семьи) водку покупают значительно чаще.

По данным ROMIR, в среднем за один месяц приобретается 2,8 бутылки водки по 0,5 л. Мужчины покупают по 2 л водки в месяц, женщины — по 1,7 л.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру