Бензиновый пузырь для железного коня

Цены на топливо за минувшую неделю снова выросли

19 ноября 2007 в 14:40, просмотров: 322

Вот уже несколько недель власти столицы пытаются убедить автовладельцев в том, что на топливном рынке все спокойно, а цены на бензин и дизельное топливо замерли, как гвардейцы Кремлевского полка на параде. Все это очень похоже на мантру, повторяя которую, чиновники успокаивают сами себя. Между тем ценники на АЗС снова огорчили автолюбителей — за минувшую неделю розничные цены на топливо опять выросли.

Две недели назад “ЭВ” уже писал о росте цен на бензин и дизельное топливо на АЗС московского региона. Тогда эти неприятные для автолюбителей новости объяснили как “выравнивание розничных цен по верхней границе, поскольку наблюдался разрыв в стоимости между столицей и соседними областями”. В качестве причин, оправдывающих увеличение стоимости топлива, приводили также ремонт и профилактические работы на Московском нефтеперерабатывающем заводе. По мнению президента Московской топливной ассоциации Евгения Аркуши, в настоящее время наблюдается дефицит моторного топлива и рост оптовых цен.

Исследовательский центр “Кортес” представил заключение, что за последнюю неделю в среднем по России оптовые цены на топливо увеличились на 1,7%. Начиная с сентября текущего года, когда стоимость бензина пошла вверх, марка топлива Аи-80 подорожала на 4%, Аи-95 — на 5,8%, а больше всего увеличилась цена самого ходового, Аи-92, — в плюсе 8,6% стоимости литра. За минувшую неделю, несмотря на традиционное для начала морозов сокращения спроса, розничные цены на топливо снова выросли на 0,2%. Средняя цена на бензин марки Аи-92 в московском регионе сейчас составляет порядка 20 рублей за литр, Аи-95 — 22 рублей, Аи-98 — 25 рублей. Так, для сравнения: в городе Клин Московской области литр Аи-95 стоит 20.60 в среднем, в черте Москвы — уже от 21.50.

И эксперты в один голос твердят, что на рынке сырья практически нет — потому рост цен на бензин неизбежен, как Новый год и выборы в Госдуму. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) заинтересовалась причинами увеличения цен на топливо и выяснила, что ремонт Московского НПЗ — самый что ни на есть плановый. В “Московской нефтегазовой компании”, которой принадлежит завод, убеждены, что рост цен вызван спекулятивными мотивами. ФАС уже пригрозила, что проверит и трейдеров — с целью выявления злостных спекулянтов. Сейчас в ведомстве разрабатывают предложение о внесении изменений в порядок раскрытия НПЗ информации о плановых ремонтах. По мнению Александра Пироженко, начальника управления контроля ТЭК ФАС, будет лучше, если заводы станут четко обозначать сроки простоя, связанного с ремонтом, а также будут информировать, в каком объеме планируется сокращение производства нефтепродуктов и указывать запасы на заводах и в нефтехранилищах. Однако игроки топливного рынка считают, что эти меры не гарантируют защиты от роста цен, ведь спекулянты, зная сроки ремонта и объемы снижения переработки, могут тогда создать и искусственный дефицит топлива.

Напомним, что налоги составляют до 60% стоимости топлива. А с 1 декабря на $25,1, до $275,4, повышается ставка налога на добычу полезных ископаемых, которая привязана к мировым ценам на нефть. Это событие окажет дополнительное давление на рост цен. Вчера глава Минпромэнерго Виктор Христенко на внеплановом совещании и руководители крупнейших нефтяных компаний обсудили возможность введения моратория на повышение топливных цен зимой 2007—2008 годов. “Любые замораживания — это неправильно. Потому что экономика есть экономика, а политика — политика. И должны быть разделены. Но, к сожалению, у нас эти вещи достаточно часто бывают связаны”, — отметил г-н Аркуша и добавил, что розница не вырастет, по крайней мере до марта, для этого предпринимаются меры, в том числе и административного характера”.

Даже если прямо сейчас власти предпримут меры для торможения роста стоимости на топливо, действовать эти меры будут явно с опозданием. И до весенней посевной кампании, которая повышает спрос на ГСМ, цены в течение продолжительного времени будут расти без остановки. Сомнительно, что это кого-то порадует в преддверии политических перестановок в стране. А платим за бездействие властей по-прежнему мы, владельцы “железных коней”.



Партнеры