Здоровое дело

25 ноября 2007 в 16:42, просмотров: 215

Фитнес — официальная возможность зарабатывать на удовольствиях граждан. При этом ни одна индустрия развлечений не приносит своим владельцам таких больших доходов, как спортивно-оздоровительные клубы. Российский фитнес-бизнес молод. Поэтому и зарабатывает только 1,2 млрд. долларов в год. Чуть более 2% россиян регулярно ходят в бассейн, на “качалку” и аэробику. Правительство намерено увеличить этот показатель в десятки раз. Работу в сфере спортивного досуга смогут найти себе миллионы предпринимателей.

Согласно данным самых разных рейтинговых агентств, а также исследований, проведенных журналом “Деловые люди”, российский фитнес-рынок только вступает в стадию своего развития. В 2003 году оборот спортивных клубов страны составлял 420—500 млн. долл., в 2005-м — уже 550—600, в 2006-м — более 1 млрд. Но даже такие впечатляющие показатели для фитнес-индустрии весьма скромные, если не сказать смешные. К примеру, оборот только берлинского рынка фитнес- и спортивных клубов равен 2,8 млрд. долларов.

В целом в России зарегистрировано от 2500 до 3000 спортивных и фитнес-клубов. Львиная доля — более трети спортивных клубов — это клубы Москвы. В США фитнес-клубы ежегодно посещают 14% жителей страны, в Британии фитнесом увлечены 6% граждан. В нашей стране только 2% жителей, а по некоторым данным, и вовсе 1% регулярно занимается спортом в спортивных клубах и фитнес-центрах.

Лицо больного спортом

Все российские фитнес-клубы делятся на три категории: премиум, средние и бюджетные. Первые спортивные центры открывались только в категории люкс. А их первые посетители готовы были платить за годовые клубные карты и 3, и 5, и даже 10 тысяч долларов. 7—10 лет назад членство в фитнес-клубе было все равно что малиновый пиджак, 600-й “Мерседес” и жена-манекенщица. Психология людей менялась. И уже через 3—4 года фитнес-клубы стали ассоциироваться со своеобразными клубами знакомств и деловых встреч. Модные девушки промышляли возле бортиков бассейнов поиском “крутых” женихов. В то время как бизнесмены назначали своим партнерам встречи на теннисных кортах и пытались расширить деловые знакомства за счет соседей по тренажерам.

На сегодняшний день можно с уверенностью говорить о том, что фитнес-клубы наконец-то используют по прямому назначению. Основные мотивы для приобретения абонемента — снижение веса, поддержание спортивной формы, снятие напряжения или стресса, расслабление после тяжелого трудового дня.

Более 5% приобщенных к фитнесу — сотрудники крупных российских предприятий и корпораций, еще 15% — работники иностранных и совместных предприятий. 20% — молодежь в возрасте до 35 лет — представительницы так называемого миддл-класса. Не менее 15% клиентов — это дамы бальзаковского возраста, не обремененные работой, занимающиеся домом, семьей и детьми.

Более 35% российских потребителей фитнес-сервиса — люди не совсем молоденькие, их возраст превышает 35 лет. Мужчины в большей степени следят за собственным телом и здоровьем. Поэтому женщины составляют только 40% фитнес-клиентуры. Причем чем дороже клуб, тем больше в нем посетителей мужчин. Нельзя не отметить, что у россиян в фитнес-клуб стало модным приводить детей.

Абонементы приобретаются как в розницу, так и оптом... Руководители многих крупных компаний осознали, что работоспособность персонала напрямую зависит от его физической подготовки. Поэтому практически заставляют своих сотрудников заниматься спортом, покупая клубные карточки на весь коллектив фирмы.

Мускулистая прибыль

О перспективах российских спортивно-оздоровительных клубов говорит тот факт, что в этот бизнес стали приходить не только бизнесмены-одиночки, но и крупные инвестиционные компании. Совсем недавно два крупных финансовых инвестора, один из которых иностранный, выкупили контрольные пакеты нескольких ведущих фитнес-сетей России.

В среднем строительство фитнес-клуба обходится его потенциальным владельцам примерно в 900—1000 долларов за 1 квадратный метр. Так что открытие приличного клуба, оснащенного несколькими бассейнами, саунами, двумя-тремя тренажерными залами, залами для тенниса и так далее, “тянет” не менее чем на 2—2,5 млн. долл.

Пионеры всегда выигрывают. Всего 2—3 года назад владельцы “фитнесов” успевали окупить свои затраты менее чем за год. Теперь стало несколько сложнее так быстро возвращать инвестиции: вместе с ежегодным ростом числа клубов растут и сроки возврата вложенных финансов. Поэтому сегодняшние вкладчики в фитнес ждут возврата своих вложений дольше — 2,5—4 года.

И все равно “бизнес в стиле фит” продолжает оставаться наиболее привлекательным с точки зрения инвесторов. Если на открытие новых заведений азартных игр в прошлом году было потрачено около 1011 млн. рублей, на производство новых фильмов — 270 млн., то основных средств для спортивных клубов было приобретено на сумму более чем 1300 млн.

В среднем по Москве на один фитнес-клуб приходится более 40 тыс. жителей. Для того чтобы бизнес окупался и приносил прибыль, достаточно, чтобы у клуба было не менее 2—3 тыс. стабильных посетителей. Такое количество москвичей, готовых заниматься физкультурой под присмотром специалистов, находится всегда. Поэтому в Москве выручка элитного фитнес-центра может доходить и до 10—12 млн. долл. в год. В других городах довольствуются более скромными показателями — 600 тыс.

Перспективы “бизнеса в стиле фит”

Перспективы для расширения фитнеса в России огромны. Только в Москве уже сегодня более 300 тысяч человек в состоянии ежегодно тратить до 1000—1500 долл. на свою физическую и умственную красоту. Между тем как не менее 5—10% населения России уже сейчас ежемесячно зарабатывают более 1000 долл. И только одна двадцать пятая их часть ходит в спортивные клубы.

По словам экспертов, наиболее светлое фитнес-будущее не у элитных центров, а у более демократичных и качественных спортивных клубов с расценками на годовой абонемент от 200 до 1000 долл. И по их же прогнозам, самые перспективные для данного бизнеса регионы — Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, Поволжье и Сибирь.

Физкультура — секрет трудоголиков

Физкультура для современного человека — способ жить, выживать и качественно трудиться. Данную аксиому вывели и опытно доказали американские ученые. Исследования Калифорнийского университета (Лос-Анджелес) обнаружили, что у человека, не нагружающего себя физически в течение всего трех недель, коэффициент интеллекта (IQ) снижается сразу на 20 пунктов. “Подопытными кроликами” выступили две группы предпринимателей. В одну вошли те, кто регулярно тренирует свое тело. К другой группе присоединились те, кому заниматься спортом некогда. Наилучшие результаты по решению деловых и житейских проблем показали предприниматели, которые находят минуту-другую для пробежки, спортивного зала, тренажера и бассейна. Американцы экспериментальным путем доказали, что поддержание хорошей формы означает не только красоту внешнюю, но и эффективную работу головного мозга. Физические упражнения способствуют нормальному кровообращению и стабильному поступлению кислорода в мозг. Отсутствие движения эти процессы резко замедляет. Физическая незагруженность особенно сказывается на творческих личностях, а также на тех людях, которым приходится быстро принимать неординарные и ответственные решения, придумывать сценарии различных событий, находить выходы из сложнейших ситуаций. Неподвижность тела замедляет работу головного мозга, делает мысли “негибкими”, а память — “дырявой”. При таком образе жизни не только уменьшается сопротивляемость организма вирусам, но и увеличивается вероятность “подхватить” самую распространенную болезнь века — депрессию.



    Партнеры