Сектанты сидят насмерть

Профессор Зураб Кекелидзе — “МК”: “Затворникам нельзя надоедать”

К переговорам с ушедшими от мира затворниками в селе Никольское Пензенской области подключается все больше людей. Священники, милиционеры, специалисты Института имени Сербского. Даже бизнесмены с депутатами уговаривают людей выйти из-под земли. В начале недели увещевать “схимников” приехали экс-миллионер Герман Стерлигов и белорусский депутат Николай Дубовик.

Почему Герман так остро отреагировал на добровольное заточение сектантов, в принципе понятно. Ведь сам Стерлигов, когда-то владевший миллионами и даже баллотировавшийся на пост президента, однажды понял, что живет неправильно и неправедно. Раздал (почти) все свое имущество нуждающимся и уехал в Подмосковье. Жить “вдали от суетной молвы” со своей семьей. Так же, как и жители подземелья, Герман предпочитает школе обучение детей на дому. Пройдя столь необычный путь познания Бога, Герман стал человеком, весьма подкованным в религиозных вопросах. Видимо, поэтому Стерлигову “дали слово” — простых-то смертных к пещере не подпускают.

В окрестностях землянки усилены меры безопасности: закрыты все подъезды к оврагу, вокруг установлено ленточное ограждение. Но во время переговоров обрывки фраз ветром относило к краю оврага, и иногда можно было понять, о чем идет речь у пещеры.

— Отпустите хотя бы детей, они ведь могут и не дожить до мая! — пытался убедить затворников Герман очень эмоционально. — Это только в Греции по благословению верующие в горных пещерах живут. А вы? Что вы слушаете этого шарлатана?! Вы лучше почитайте православную литературу, почитайте, что говорят святые отцы, действительно святые, которые уже в раю — стопроцентно!!!

А потом, обращаясь уже к кому-то конкретному:

— Ты же не только тело свое погубишь, ты и душу свою в ад отправишь! И за себя перед Богом ответишь, и за тех, кто с тобой тут пропадает! Еще подумаешь? Ну, подумай, а я приду сюда опять, и, может быть, мы с тобой снова поговорим.

Несмотря на красноречие Стерлигова, переговоры ни к чему существенному пока не привели. Бывший олигарх планирует задержаться в Пензенской области на несколько дней, чтобы продолжить общение с затворниками.

О подробностях Герман пожелал не рассказывать, чтобы не подвергать риску находящихся в землянке детей. По словам “переговорщика”, каким-то непонятным образом затворники имеют доступ к информации из внешнего мира, то есть они в курсе, о чем говорят СМИ.

А чуть позже Герман Стерлигов заявил, что “ноги этой секты растут из-за рубежа”. По его словам, никакого отношения к православию эти люди не имеют.

Специалистов Научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского “пещерные жители” слушать пока не стали. А вот в молельном доме их приняли вполне доброжелательно. Профессор Зураб Кекелидзе очень долго разговаривал с жительницами дома “отца Петра”.

О “пещерных” сектантах он не стал ничего говорить однозначно:

— Я как врач не стал бы односложно утверждать, бредовое у них состояние или нет. На данный момент у нас нет никаких оснований говорить о состоянии психического здоровья затворников, потому что с этими людьми мы пока контакта не установили, а отсутствие контакта не есть наличие заболевания. Я могу беседовать как врач, но вести переговоры — уже не в моей компетенции. Наша задача здесь — оказать помощь, если мы видим, что она людям нужна, и если они ее принимают, конечно.

Когда мы начнем беседы с подземными жителями? Это зависит от того, какая тактика будет избрана. Никакого конкретного плана заранее мы не разрабатывали. Решили оценить ситуацию на месте. Вот если я завтра приду, наверное, это будет неправильно, потому что сегодня я уже выяснил, что людям моя помощь не нужна. А вот если я приду через три, четыре дня, через неделю, наверное, уже будет лучше. Потому что нельзя людям надоедать. Если я не вижу никаких расстройств, наверное, не нужно каждый день сюда приходить.

Кроме меня здесь будут работать еще шесть человек по такой схеме: каждый день они будут приходить к пещере и спрашивать, все ли у людей в порядке со здоровьем, не требуется ли им какая-либо помощь. Но находиться возле пещеры с утра до вечера не имеет смысла.

На вопрос о том, могут ли жители подземелья отважиться взорвать себя, Кекелидзе ответил:

— Не могу сказать, так как не знаю ничего об их психическом состоянии. А те люди, что живут сейчас в доме, приняли меня абсолютно нормально, по-человечески. Если бы было время, наверное, мы бы пообедали, но времени нет.

На профессора Кекелидзе и его команду возлагают большие надежды, ведь у них уже есть опыт в случаях подобного рода.

— Мне приходилось раньше участвовать в чрезвычайных ситуациях. В 2000 году меня приглашали в Индию, где тоже ждали конца света. Предполагалось, что на земле останутся только те люди, которые соберутся на какой-то горе. И якобы количество мест на ней ограничено — всего 7 тысяч. Одно место выделили мне. Но, как видите, я отказался. (Легкая улыбка.)

Кроме переговоров, московские врачи намерены провести цикл тематического совершенствования для психологов и психиатров Пензенской области. Чтобы те в будущем лучше ориентировались в этой проблеме. Ведь никто не знает, когда эти тридцать человек выйдут из пещеры. Сроки поездки тоже не оговаривались. Поэтому сколько специалисты пробудут в Пензенской области — пока неизвестно.

Приехали уговаривать затворников и представители Белоруссии. Депутат белорусского парламента Николай Дубовик начал стыдить пещерников:

— Вы же нарушаете режим другой страны, вы позорите нашего Лукашенко! Мало того что вы незаконно жили на территории чужого государства, так вы еще и зарылись в землю этого государства!

Но, видимо, позор, павший на голову Лукашенко, меньше всего заботит сектантов. На слова депутата они тоже не отозвались.

А “святой отец” Петр Кузнецов отказался помогать властям в освобождении детей из заточения. Он сообщил, что сектанты сами выйдут из пещеры “после мая месяца”. Он также попросил передать под землю “килограммов двадцать свечей”, так как других источников света там нет.

Между тем, в молельный дом в селе Никольское к одной из оставшихся в нем женщин приехал муж, Николай. Как рассказывает сам Николай, он узнал жену по голосу, когда по телевизору передавали новости. Тут же сел в поезд и примчался в Пензу.

— Уехала однажды с детьми по святым местам. Я ждал, думал, скоро должна вернуться. А оно вот как получилась. Конечно, где и как жить — дело добровольное. И если мои жена и дети не хотят отсюда уезжать, я не могу их вывезти насильно. Да и в пещере тоже есть другие мои родственники: кума с мужем и своими детьми. Поэтому я, конечно, отсюда не уеду — просто стану ждать, что же будет дальше. К самой пещере меня пока не подпускают. Очень хочется домой, но не могу же я бросить здесь свою семью.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру