“ЯК” поставят на крыло

Фронтовой раритет вытащили из болота

27 ноября 2007 в 18:50, просмотров: 289

В декабре 66-летие битвы под Москвой будет отмечать не только Подмосковье, но и вся страна — эта веха в истории Великой Отечественной стала поворотной, отсюда началось наше наступление. Война все больше превращается в историю: уходят из жизни ветераны, стираются с земли следы ожесточенных боев. Но нет-нет да и напоминает война о себе находками тех фронтовых лет — солдатским медальоном, неразорвавшейся бомбой, а то и целым самолетом! Найденная боевая техника сохранилась в таком состоянии, что имеет надежду на вторую, музейную жизнь.

Вчера в Солнечногорском районе, возле деревни Мелечкино, из болота подняли обломки советского самолета “Як-1”, сбитого суровой зимой 1941 года в подмосковном небе. Все эти годы обломки истребителя пролежали в болоте. В октябре 2007 года об историческом факте, произошедшем в годы войны, членам поискового отряда военно-патриотического клуба “Витязь” рассказали местные жители. Они сообщили о местонахождении сбитого самолета, рассказали о том, что летчик спасся.

Обломки самолета сохранились в хорошем состоянии: был обнаружен станковый пулемет, вполне читаемы надписи на шасси, фюзеляже и других частях самолета. В настоящее время идет поиск информации о дальнейшей судьбе летчика.

А в Красногорске завтра состоится первый запуск восстановленной другой авиационной легенды СССР — самолета “Як-18”. Этот самолет — один из лучших для своей эпохи — практически невозможно встретить в наши дни “живым”. По имеющейся информации, на территории России существует всего две машины в летном состоянии.

— Учебно-тренировочный самолет “Як-18” стал одним из первых созданных в СССР в послевоенные годы, — рассказали “МК” в музее старинной техники. — Новый проект ОКБ Яковлева планировался на смену прослужившим стране в тридцатые и первую половину сороковых годов “У-2” и “УТ-2”. Эти модели, особенно “УТ-2”, также разработанные бюро Яковлева, успешно справлялись с задачей обучения летному мастерству летчиков Осоавиахима в довоенные годы и стали основными самолетами, на которых постигали искусство воздушного боя летчики-истребители в годы Великой Отечественной войны.

Использование “Як-18” в Советском Союзе продолжалось до начала 1980-х, после чего летные школы пересели на “Як-52”. Однако история самолета на этом не заканчивается. Несколько самолетов “Як-18” попали в музеи Австрии, Германии, Венгрии и ряда других стран. Наиболее многочисленным было представительство “Яков” во Франции.

Два “Як-18” в последние годы были восстановлены энтузиастами. А третий самолет около года назад был передан музеем ОКБ Яковлева музею старинной техники в Красногорске. Винтик за винтиком в реставрационной мастерской музея самолет полностью восстановили. И вот дедушка советской авиации снова готов к испытаниям.




Партнеры