Торгуют все!?

NET уходит в промзону

Проститутка требует такого же уважения к себе, как и женщины, работающие на заводе. Потому что женщины торгуют своим временем, а жрица любви — отдельными элементами собственного тела. Так утверждает спектакль “Торговцы”, показанный на фестивале NET. Французский продукт можно считать лучшим за последнее время.

“Торговцев” Жоэля Помра играли в жутковатой промзоне Павелецкого вокзала. С одной стороны — паровозы, свистки на “железке”, с другой — пустые окна, вышибленные двери и облезлый кирпич бывших складов. Вдобавок ко всему сверху льет дождь.

Жутковатая обстановочка как нельзя лучше подходит содержанию пьесы, сочиненной самим же режиссером. Молодая женщина рассказывает о своей подруге, которая влезла в долги, о своей больной спине, заводе, что кормит весь маленький городок и вот-вот закроется… Ничего экстраординарного — просто жизнь, просто люди, просто жуть. Потому, что все обыденно-узнаваемо, это кругом: и во Франции, и в России, и везде. Отчаяние от безысходности. Тупик от одиночества. Круг замкнулся — будут жертвы.

Но вот удивительно — каким образом про мерзость жизни рассказывает Помра. Как из нее делает искусство, с необычайной силой воздействующей на публику. Его театр, во Франции не имеющий своего помещения, состоит из света и тени, из тишины и голоса, из кино, но без экрана, а как будто шагнувшего на сцену.

Прямого света нет, он бьет с задника, и поэтому фигуры артистов выглядят как в театре теней. Лиц не особенно разберешь, зато жест, движения… на них сделана ставка. Вот, например, мизансцена, как в детской игре “Замри” на раз-два-три: белый матовый задник, пять неподвижных фигур на нем. Женский голос: “Сестра не хочет давать ей денег. Тогда моя подруга плачет, падает на колени…”

Маленькая жалкая фигурка действительно падает на колени, обхватывает колени другой фигурки и сотрясается от плача. Плач мешается с другими далекими голосами, и звуковой фон похож на радио, включенное в дальней комнате. Слышно, что работает, но буквально слов не разобрать. Зато очень красивый женский голос, принадлежащий русской актрисе Светлане Камыниной, ровным, нейтральным тоном ведет повествование — опять описывает работу на заводе, боли в спине, долги подруги.

Эмоции не меняются, но напряжение возрастает, и даже трудно определить — за счет чего? Но в том-то весь и трюк, что энергия действия возрастает и увеличивается незаметно. Энергию концентрируют актеры, которые на самом деле безмолвствуют, но их тела, скупые жесты несут столько мысли и эмоций, что становится страшно.

Хотя при всей статичности и жесткости действия юмора в нем хватает: незначительные, казалось бы, детали, слова, маленькие повороты в повествовании, и все как в жизни — белое, черное, оттенки двух колеров. В “Торговцах” можно восхищаться как отточенностью работы света, так и игрой актеров, сумевших доказать, что психологический театр возможен и без слов. И уж тем более прекрасно обходится без крика.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру