Кузница бизнесменов

В России можно будет получить степень МВА мирового уровня

28 ноября 2007 в 18:09, просмотров: 292

Как стать настоящей акулой бизнеса? Оказывается, обычного диплома о высшем образовании для этого недостаточно. На Западе ведущих бизнесменов куют не в университетах, а в специальных школах, дающих различные степени, самая популярная из которых — МВА. Российское же бизнес-образование пользуется не самым большим уважением на родине, не говоря уже про заграницу. Но теперь ситуация, похоже, изменится — в рамках нацпроекта “Образование” в России скоро откроются сразу две бизнес-школы мирового уровня: “Московская школа управления “Сколково” под Москвой и еще одна — в Стрельне, недалеко от Санкт-Петербурга.

— На самом деле история российского МВА насчитывает уже почти 20 лет, — рассказали корреспонденту “МК” в “Сколково”. — Однако по многим параметрам отечественный МВА не дотягивает до традиционного западного.

Например, у российских бизнес-школ, как правило, нет собственных зданий и студгородков. Обучение обычно идет без отрыва от производства. На Западе же желающие получить МВА на время учебы не работают, живут в кампусе и занимаются исключительно получением новых знаний и навыков. Кроме того, для качественного бизнес-образования важен международный обмен опытом, стажировки в разных странах, что пока мало распространено в России.

Вообще, специальное бизнес-образование, в отличие от университетского, — удел далеко не всех желающих.

Во-первых, из-за жесткого отбора. Базовым вещам в таких школах, конечно, не учат, поэтому среднестатистическим студентом становится молодой человек с хорошим высшим образованием, знанием как минимум одного иностранного языка — чаще всего английского — и соответствующим опытом работы. Нет, ему не обязательно быть топ-менеджером, однако приемная комиссия бизнес-школы строго оценит перспективность будущего студента, деловые и личностные качества. Он должен быть настоящим бизнесменом в душе, стремящимся к развитию и успеху.

Во-вторых, такое образование никогда не бывает бесплатным. И немудрено — какой бизнесмен может получиться из человека, не способного найти средства на обучение? Между тем, учитывая отечественные реалии, для студентов “Сколково” будет действовать система льготного кредитования и специальных грантов на обучение.

И “Сколково”, и Международная бизнес-школа в Стрельне начнут работать на полную мощность в 2009 году, когда будут построены кампусы и учебные корпуса, однако по некоторым программам обучение идет уже сейчас.

Семинары проходят в специально арендованных конференц-залах московских отелей (ведь пока что у Московской школы управления есть только административное здание). Обычно набирается группа в 20—30 человек. Программу ведет, как правило, приглашенный профессор из лучших бизнес-школ мира, первоклассно знающий свою тему.

Чтобы ярче раскрыть тему и разнообразить действо — ведь даже самого интересного человека слушать 8 часов подряд будет тяжеловато, — на программах “Сколково” выступают различные эксперты. Это могут быть успешные бизнесмены, крупные чиновники, деятели искусства или спорта.

Перед первым и каждым последующим днем семинара участники получают на руки домашнее задание, помогающее лучше понять смысл всего происходящего. В стоимость программы входят также всевозможные кофе-брейки и прочее обслуживание. Пока программы Executive Education в “Сколково” пропустили через себя около 300 человек. Руководство бизнес-школы рассчитывает, что через несколько лет после открытия их будут проходить по нескольку тысяч участников ежегодно.

Кстати, еще до старта основных программ в “Сколково” уже занимаются научными исследованиями, издательским делом, проводят семинары и круглые столы.

* * *

Ключевым элементом учебной программы станут практические ценности.

— Это будет система, принципиально отличная от традиционного высшего образования, да и от других бизнес-школ тоже, — говорит ректор “Сколково” Андрей Волков. — Лекции и семинары будут лишь подкреплять знания студентов, приобретаемые в ходе практических занятий.

Учащимся предстоит решать реальные задачи, связанные с деятельностью настоящих компаний, участвовать в бизнес-играх, тренингах. За время обучения им предстоит выполнить три крупных проекта, причем над каждым из них будущим лидерам предстоит работать в командах по несколько человек. Результаты их деятельности станут оценивать компании — учредители школы и специально приглашенные эксперты: политики, чиновники, бизнесмены. Руководство школы уверено, что полученные знания будут абсолютно уникальным, не имеющим аналогов продуктом.

Всего в “Сколково” будет около 30 преподавателей. В идеале половина из них должны быть иностранцами. Уже сейчас деканом назначен бельгиец Вилфрид Ванхонакер — ученый и эксперт с международным именем.

Ванхонакер является автором четырех книг и многочисленных научных публикаций, владеет пятью языками.

— В отличие от вузовских программы бизнес-школ совершенно не похожи одна на другую, — говорит ректор “Сколково”. — Разумеется, мы будем учитывать опыт лучших школ мира, таких как швейцарская IMD или американский Гарвард. Однако это все равно будет совершенно особый проект, каких ранее не существовало нигде.

Вот три основных отличия “Сколково”, по мнению ректора, от остальных бизнес-школ:

Если на Западе подготовка ведется с расчетом просто на дальнейший карьерный рост студентов, то школа “Сколково” будет нацелена на воспитание лидеров и предпринимателей, способных выйти на новый уровень: возглавить компанию или начать собственный бизнес. В мире таких результатов добиваются не более 7% бывших “бизнес-школьников”. В “Сколково” же ставят задачу довести этот показатель до 30%.

Школа будет ориентироваться на страны с быстро развивающейся экономикой, такие как Китай, Индия, Бразилия и сама Россия.

Главным принципом “Сколково” станут инновации во всем: в активных методиках обучения, в подготовке студентов к работе именно в инновационных областях экономики и так далее.

Кстати, эти три пункта отличают “Сколково” не только от иностранных бизнес-школ, но и от “Стрельни”, создающейся на базе СПбГУ. Бизнес-образование, полученное под Северной столицей, будет куда более традиционным и сходным с европейскими образцами.

— Между двумя нашими школами уже налажены хорошие отношения, — говорит Андрей Волков. — Мы не конкуренты, а партнеры в общем деле развития бизнес-образования в России.

* * *

Обе школы включены в нацпроект “Образование”. Государство скорее оказывает им поддержку на нематериальном уровне, помогая развиваться нужными темпами. Так, Международный попечительский совет “Сколково” возглавляет первый вице-премьер Дмитрий Медведев, туда же входят многие другие представители правительства. Между тем деньги на создание “Сколково” выделяет частный бизнес, наиболее заинтересованный в хороших управленцах. В общей сложности проект финансируют 14 российских и зарубежных инвесторов, каждый из которых тратит на школу по 5 млн. долларов в течение трех лет.  

Строительство здания школы началось в сентябре 2006 года. 60 тысяч квадратных метров будущей кузницы бизнесменов расположились в районе Сколковского шоссе на берегу Москвы-реки всего в 800 метрах от МКАД.

Кстати, первый камень школы подписал Владимир Путин. Свой символический булыжник в фундамент заложил и каждый из 14 основателей.

Строительством руководит архитектор с мировым именем Дэвид Аджайе, представивший наиболее передовой и амбициозный проект. Здания “Сколково” станут своеобразным архитектурным воплощением полотен Казимира Малевича, что продемонстрирует инновационный и даже футуристический характер школы. На стройплощадке установлены веб-камеры, позволяющие в режиме реального времени наблюдать происходящее на сайте школы. Грандиозные работы, развернувшиеся на 26,5 гектара территории, завершатся к 2009 году.

— А к 2015 году мы надеемся попасть в число ведущих бизнес-школ мира, — оптимистично заявляет ректор “Сколково”. — Надеемся, что не меньше четверти студентов и преподавателей будут иностранцами. Школа должна стать важным игроком на рынке, научно-исследовательским центром и инициатором новых стандартов МВА. Это и есть наши главные задачи. Мы будем ориентироваться на лидеров, но при этом не станем копировать никого из них.

КАК СТАТЬ БИЗНЕС-ШКОЛЬНИКОМ?

Механизм поступления в “Сколково”, как и сами учебные программы, пока что находится в разработке.

Конкретные экзамены еще неизвестны, однако уже ясно, что в их числе будет английский язык — хотя бы потому, что учащимся придется общаться не только со своими соотечественниками, но и со студентами и преподавателями из-за рубежа. (Правда, на проходящих сейчас англоязычных программах Executive Education предусмотрен переводчик.)

Желающий погрызть гранит бизнес-наук должен будет сдать документы в специальную приемную комиссию.

Подробности станут известны ближе к 2009 году. Кстати, конкурс в престижные бизнес-школы мира может достигать 50 человек на место, однако в “Сколково” это не будет самоцелью — школе необходимы не огромные толпы “нуждающихся”, а те, с кем можно будет продуктивно и интересно поработать. Стоимость обучения пока точно неизвестна, но она явно будет сопоставима с ценами на получение знаний в ведущих западных бизнес-школах. А это — несколько десятков тысяч долларов.

Выпускникам программ МВА и ЕМВА выдаются дипломы. Руководство Московской бизнес-школы рассчитывает, что обладатели документа об ее окончании будут востребованы не только в России, но и за ее пределами. Студенты, прослушавшие Executive Education, также получают специальные сертификаты.

СПРАВКА "МК"

Степень МВА (Master of Business Administration — магистр бизнес-администрирования) — наиболее известная и популярная академическая магистерская степень в сфере управления бизнесом. Как правило, ее получают в дополнение к уже имеющемуся высшему образованию с целью приобретения специальных знаний и навыков в области менеджмента.

МВА впервые была присуждена семи студентам Дартмутского колледжа (США) в 1902 году. Сейчас в одной только Америке существует более 900 высших учебных заведений, осуществляющих подготовку студентов по этой программе. Ежегодно выдается более 90 000 дипломов, что делает бизнес-образование вторым по популярности после общеакадемического.

Рейтинги бизнес-школ составляются ведущими финансовыми изданиями и часто сильно различаются, поэтому абсолютного и общепризнанного лидера среди них не существует.




Партнеры