Президент хочет остаться до 2050 года

Иначе придется определиться с преемником

Президент все-таки решил остаться, а не ограничивать себя положенными по конституции сроками. План лидера прост: конституцию следует малость подкорректировать, а для этого он должен услышать всенародное “да” своему президентству на общенациональном референдуме, который прошел в это воскресенье. И тогда он готов править аж до... 2050 года.

Да-да, именно такую программу наметил себе президент Венесуэлы Уго Чавес: “Если Бог даст мне жизнь и помощь, то я останусь главой правительства до 2050 года”. Правда, к этому времени Чавесу будет за 95. Ну зачем, спрашивается, ограничивать себя предписанным по закону январем 2013 года? Тем более если нация хочет...

Отмена ограничений на количество сроков президентства и увеличение срока полномочий президента с 6 до 7 лет — это лишь верхушка айсберга из 69 пунктов предложенных изменений конституции, призванных обеспечить успех проекту Чавеса под названием “социализм XXI века”. А это ликвидация автономии Центробанка, реформа административно-территориального устройства, наделение президента правом назначать глав территориальных, муниципальных образований, в том числе мэра столицы (а не всенародно избирать, как это было раньше), снижение избирательного ценза до 16 лет, сокращение продолжительности рабочего дня до 6 часов. Чтобы не размениваться на мелочи, голосовать венесуэльцам предложили пакетом. В этом есть смысл. Кто-то назовет предложения Чавеса популистскими, но зато масса венесуэльцев может найти для себя в некоторых пунктах конституционной реформы много соблазнительного.

“Я собираюсь голосовать “за”, потому что если у вас есть четыре автомобиля, то мы заберем три из них” — такова логика многих сторонников президента, считающих, что Чавес — за бедняков.

Но, созывая нацию на референдум, Чавес пошел на серьезный риск. Бабушка надвое сказала, победит ли он. По данным опросов, сторонники (это прежде всего городская беднота, мелкие торговцы и крестьяне) и противники (главным образом средний класс, предприниматели и часть интеллигенции) предложенной Чавесом реформы разделились примерно пополам. Что чревато, в случае, если результаты референдума окажутся спорными, как минимум уличными столкновениями. И многотысячные демонстрации противников конституционной реформы или государственного переворота (кому как нравится) это показали. А аккурат за несколько дней до референдума в Венесуэле Боливия, возглавляемая другом Чавеса, Эво Моралесом, погрузилась в серьезный политический кризис — и тоже из-за конституционной реформы, которая в том числе предусматривает отмену ограничений на переизбрание президента страны.

Не надо забывать и о том, что в отрицательном исходе референдума кровно заинтересованы США. Когда Чавес обвиняет Штаты в попытках вмешаться в венесуэльские дела — это не дань демагогии “красного Уго”: если речь идет о выходе из-под контроля одного из крупнейших в мире экспортеров нефти, пойти можно на всякое. Тем более если Чавес открытым текстом заявляет: “Каждый, кто голосует против, — голосует за Джорджа Буша”, — и предупреждает: “В случае агрессии правительства Соединенных Штатов мы не отправим в эту страну ни капли нефти”.

Тем не менее риск проиграть на референдуме Чавес, похоже, почувствовал — иначе с чего бы он заговорил недавно (впервые за время нахождения у власти!) о возможном преемнике. Мол, если нация не поддержит реформу, ему придется уже на следующий день серьезно задуматься о том, кому передать бразды правления. Задача не из легких: своей харизмой Чавес здорово подмял возможных преемников.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру