Что под елочкой лежит?

Какие подарки несет россиянам Новый год

2 декабря 2007 в 17:09, просмотров: 632

— Пап, а что мне Дед Мороз подарит на Новый год? — чем ближе этот замечательный ежегодный праздник, тем чаще семилетний сынишка терзает меня этими вопросами по утрам и вечерам. Если, что называется, удается приходить, пока он еще не заснул. Впрочем, ответа ему и не нужно. Сын тут же начинает мечтать о мобильном телефоне, а затем зачитывает весь перечень подарков, в которых он остро нуждается. По мере озвучивания волосы на голове у папы начинают шевелиться и подниматься дыбом, а в голове растет убеждение, что выполнение Дедом Морозом просьб Саши-младшего даже всего лишь на треть грозит семье затяжным финансовым кризисом. Дочь-пятиклассница, хотя уже и не верит в сказки, для Деда готова сделать исключение. При условии, что непременно будет весомый и хороший такой подарок.

И правда, какой же Новый год без подарка. Тем более что, судя по результатам самых разных опросов, 95% россиян считают именно новогодний праздник самым главным праздником на протяжении всего года. И лишь 5% отдали свои предпочтения другим поводам для хорошего настроения. А ничто не повышает так настроение и не придает радости, как подарок, который приходится нам по вкусу. О том, какие и кому делать подарки, каковы предпочтения россиян, чем в этом отношении мы отличаемся от европейцев, и поговорим сегодня на страницах нашей газеты.

И поможет нам в этом недавно презентованное исследование компании “Делойт”, специализирующейся в области аудита и консалтинга. Отметим только, что если у нас основные траты приходятся на Новый год, то в странах Европы гораздо больший “авторитет” у населения имеет Рождество.

Не на чужие мы гуляем, на свои

Еще в XIX веке российский поэт Николай Алексеевич Некрасов отмечал чрезвычайную упертость русского национального характера в строках: “Мужик что бык: втемяшится в башку какая блажь — колом ее оттуда” — в общем, не вытянешь и не выбьешь. Чуть не два века прошло, а мало что изменилось.

Вот и цены выросли осенью практически в одночасье, и на жизнь вроде не хватает, но экономить на празднике будут только самые рассудительные, поверяющие свою жизнь по логике и математике. Остальные разгуляются во всю мочь, чтобы потом подсчитывать и латать финансовые бреши на протяжении еще как минимум месяца.

С другой стороны, такую безрассудность можно объяснить еще и тем, что в общем в стране ситуация далеко не плоха. Экономика развивается, перспективы у страны многими оцениваются как достаточно радужные. И, по логике, подъем страны рано или поздно неминуемо должен отразиться на положении населения в гораздо больших масштабах, чем это происходило до сих пор. А значит, исторический оптимизм россиян имеет под собой определенные основания.

Тем более что, как следует из исследования компании, если в большинстве европейских стран население преимущественно отмечает, что их покупательская способность за истекший год несколько снизилась, в нашей стране отрицательной эту динамику считают лишь 25% опрошенных. А 75% полагают, что она или повысилась, или осталась на прежнем уровне.

В ряде стран благополучной и сытой Европы в этом году выросло количество людей, которые планируют потратить на подарки меньше, чем в прошлом году. Например, во Франции таких 31%, в Нидерландах 23%, в Германии 27%, а в Италии 30%. Соответственно, количество людей в этих странах, решивших увеличить свои траты на праздничные подарки, оценивается в 22%, 13%, 20% и 26%. Европейцев, которые привыкли все считать, можно понять. Любое повышение цен (что и случилось у них этой осенью, пусть и не в таких масштабах, как в России) они воспринимают крайне болезненно. А здесь еще и американский ипотечный кризис подгадил, перекинувшись в Старый Свет. Другое дело — наш российский народ, среди которого 33% готовы потратиться на подарки больше, чем год назад, и лишь 11% намерены сэкономить.

Но какова бы ни была экономическая ситуация, праздники все равно требуют подарков. А потому что у продавцов, что у компаний, работающих по предоставлению иных услуг на розничном рынке, появляется реальный шанс нарастить прибыль и увеличить обороты под занавес года. Чем они, без сомнения, в очередной раз воспользуются.

Тем более что по факту реальные расходы в каждой второй семье окажутся большими, чем изначально планировалось.

СПРАВКА "МК"

Посчитали — удивились

По данным опроса ВЦИОМ, который был проведен в январе 2007 года, пока память о тратах еще не выветрилась, выяснилось, что реальные траты у значительной части населения превысили запланированные. Так, например, свыше 1500 рублей на новогодний стол планировали потратить 23% опрошенных, а превысили эту планку в реальности 29% респондентов. На подарки было потрачено примерно столько, сколько и предполагалось. Наиболее спонтанными оказались “другие расходы” — на елки, турпоездки, театры, рестораны и т.п. Не планировали подобных трат 46% опрошенных, однако сумели избежать их лишь 35% респондентов.

Вам хочется денег? Их нет у меня!

Дарить — вообще занятие очень трудное. Особенно для мужчин, выбирающих подарок женщине. Намереваясь приобрести какой-либо подарок, нам все время приходится отвечать на извечный и неразрешимый вопрос — чего они хотят? Впрочем, когда дело касается Нового года, речь не только о слабом поле. Все мы хотим одного, а дарят нам что-нибудь другое. Конечно, дорого внимание, но и попадание “в яблочко” отнюдь не малозначительная деталь. Как в песне из кинофильма “Большая перемена”, помните: “Мы выбираем, нас выбирают. Как это часто не совпадает” — действительно, достаточно часто представления о подарках не совпадают. Но, спешим успокоить, такая ситуация наблюдается не только в нашем государстве, но и в очень многих странах Европы. Правда, в некоторых из них отмечен ряд совпадений, что говорит либо о скромности желаний, либо о щедрости дарителей.

Во всяком случае, если деньги хотят получить 28% из опрошенных россиян, то выделить энную сумму в качестве подарка собираются 17%. И скорее всего какая-то часть этих респондентов пересечется на просторах нашей страны. К взаимному и обоюдному удовлетворению.

“Детям — мороженое, бабе — цветы”

Под таким девизом распределил презенты герой Папанова в нестареющей “Бриллиантовой руке”. И действительно, в голове у очень многих из нас просто не укладывается, как можно не порадовать на Новый год жену и детей? Что, кстати, подтверждается и результатами исследования. Так, согласно полученным данным, именно для России, в отличие от большинства других стран — участниц опроса, наиболее характерна такая модель поведения, что мы скорее согласны отказаться от части блюд на праздничном столе (или заменить их на более дешевые), нежели сократить расходы на подарки своим близким.

Мы (мужчины и женщины), наверное, все-таки действительно происходим с разных планет. Дамам в качестве подарков больше всего нравятся одежда, ювелирные изделия и косметика. Мужчины, даже предпочитающие блондинок, отдают предпочтение компьютерам, мобильным телефонам и прочей сложной технике. Так стоит ли удивляться, что женщины весьма часто остаются недовольны тем, что им дарят. Так, может, мужчинам стоит пересмотреть свои намерения?

Налетай — подешевело

Стоит ли удивляться, что мимо периода и без того повышенной покупательской активности не могут пройти ни торговые сети, ни банки. Которые готовят свои приятные сюрпризы для российских потребителей. Первые объявляют рождественские распродажи, обновляют коллекции, стремятся выставить на прилавки как можно больше новинок, а вторые — предлагают свои услуги по более льготным условиям.

Чем дольше становится история новогодних и рождественских распродаж в России, тем более цивилизованные формы они принимают. Еще лет десять—двенадцать назад распродажи перед праздниками строились большинством наших торговых фирм по, мягко говоря, не обремененной интеллектом схеме. Сначала цена задиралась процентов на 50—70, а потом объявлялась скидка процентов на 30—40. Впрочем, наших сограждан на мякине не проведешь, и они очень быстро раскусили нехитрую торговую арифметику.

С тех пор, в большей своей части, распродажи и скидки утратили спекулятивный характер. Но торговля от этого на самом деле не проигрывает. Во-первых, за счет того, что поставщики всегда учитывают некий процент на амортизацию. А во-вторых, нехитрая истина, что торговля живет с оборота, в предновогодней ситуации верна как никогда. Лучше продать сто шуб, получив с каждой по три тысячи рублей прибыли, чем 10 с прибылью по 10 тысяч. И такая политика продавцов встречается с полным пониманием покупателей. Чем большую скидку дают продавцы, тем выше их шанс остаться с голыми полками. Конечно, при соблюдении самого важного условия: если их цены и без распродаж находятся на умеренном, а не завышенном уровне.

Так, например, по данным все того же исследования, критерии выбора мест покупок подарков распределились среди российских респондентов следующим образом. (см. диаграмму “Критерии”). И стоит ли удивляться тому, что основными местами покупки новогодних подарков  россиян, живущих в крупных городах (в первую очередь с населением от миллиона человек и более), в последние годыт стали гипермаркеты.

Что касается кредитных организаций, то ассортимент их праздничных предложений также заметно отличается от стандартных условий. Так, например, на протяжении последних двух-трех недель в столичном метро появилась масса предложений от банков с предложением открыть специальный праздничный депозит с повышенными процентными ставками на срок от 3 месяцев и до года. Причем проценты действительно впечатляют. Если по обычным рублевым вкладам редко кто дает больше 10% годовых, то в рамках специальных программ (которые, как правило, даже в названиях намекают на некий сезонно-праздничный фактор: “Метелица”, “Снегурочка”, “Зимушка-зима” и так далее) не редкость и 12% годовых, и 13%. А буквально позавчера среди всего этого многообразия довелось увидеть рекламу банка, обещавшего до 14% годовых. И все эти щедрые предложения исходят от организаций, входящих в систему страхования вкладов!

Правда, сломя голову нестись на приманку самых щедрых посулов все же не стоит. Практически везде есть свои подводные камешки, которые могут испортить рекламную привлекательность подобных обещаний. Либо минимальная сумма ограничена несколькими сотнями тысяч рублей. Либо специально оговаривается, что деньги (даже набежавшие проценты) до истечения срока договора со вклада нельзя ни снять, ни, наоборот, невозможно пополнить вклад. А высокая доходность обеспечивается как раз капитализацией процентов (когда проценты прибавляются к сумме вклада и на них тоже идет оговоренный доход). И к тому же следует помнить, что с дохода, полученного от превышения ставки рефинансирования, установленной Центробанком, все равно придется уплатить дополнительный налог. Так что в результате сумма, полученная вами на руки, все же будет отличаться от той, на которую вы рассчитывали.

Другие банки разыгрывают среди своих “новогодних” вкладчиков ценные призы в виде путевок, дисконтных карт на покупки в магазинах — партнерах программы и даже автомобилей, выдают кредитные карты с бесплатным или льготным обслуживанием. Полный перечень всех “завлекалочек” составить практически невозможно — пока будешь этим заниматься, они еще что-нибудь новенькое придумают.

И все равно специальные праздничные программы по банковским депозитам являются более выгодными и интересными предложениями по сравнению с обычными вкладами. Как, впрочем, и праздничные программы потребкредитования. Чем также занимаются банки, которым разрешено работать с физлицами.

И здесь банки тоже предлагают достаточно разнообразный спектр льгот. Некоторые, например, могут поднять максимальную сумму кредита, выдаваемую без залога или поручительства. Другие готовы отменить комиссию за досрочное погашение тем, кто придет за кредитом в строго оговоренный период. Третьи готовы предоставить льготные условия кредитования для сотрудников компаний, являющихся корпоративным клиентом банка. В любом случае внимательность и бдительность не помешает и здесь. Только тогда, когда вы потратите достаточно времени, чтобы уяснить все в предлагаемой вам кредитной программе до последней мелочи, она станет для вас действительно льготной или праздничной.

В общем, Новый год — это классный праздник. И надо хорошенько подумать, чтобы воспользоваться максимумом тех возможностей, которые он предлагает.



    Партнеры