Она появилась словно маленькая фея в роскошном золотом платье. 12-летняя Алина гордо продефилировала по подиуму и застыла перед толпой фотографов. Ее лицо сияло — она не только участвовала в показе настоящего, профессионального модельера, она показывала платье, которое придумала и сшила сама.
— К нам часто приходят девочки с мечтой: сшить самое прекрасное в мире платье, например выпускное или бальное, — улыбаются педагоги детской школы дизайна на Цветном бульваре. — И мы помогаем воплотить их грезы в реальность.
— Сконструируйте наряд для Снежной королевы, — дает задание юным модельерам преподавательница Татьяна Родионова. — Сначала продумайте образ, сделайте эскизы, потом будем шить.
Шести-, семилетние модельеры, высунув языки от старания, принимаются за работу. Кто берет кусочки перьев, кто украшает свой наряд ватой или блестками — фантазиям нет предела.
— За это я и люблю свою школу, — говорит руководитель центра модельер Наталья Нафталиева. — Ученики фонтанируют идеями, которые зачастую восхищают даже профессионалов. Вообще от общения с детьми я получаю такое же наслаждение, как от музыки или живописи. С экономической точки зрения наша школа абсолютно невыгодна, она для души. Мне хочется привить ребятам любовь к творчеству, чтобы жизнь их была яркой, интересной, наполненной пониманием себя и своего места в жизни.
— Наталья, вы сами что-нибудь преподаете детям?
— К сожалению, у меня очень плотный график работы, поэтому сама занятия веду редко. В ближайшее время собираюсь показать девочкам, как делается настоящая примерка. Стараюсь акцентировать их внимание на чистой практике. Ведь у нас сейчас много богатых бездельниц, которые называют себя звучным словом “дизайнер”. И зачастую молодые люди, выбирая эту профессию, не понимают, насколько это кропотливое, серьезное занятие. Как считают английские модельеры, нужно лет десять проработать простым портным, чтобы заявлять о себе как о модельере. Я стараюсь показать ученицам, что хорошо сшить платье простой формы зачастую сложнее, чем сделать какую-то авангардную, броскую модель. Тут нужна математическая точность, идеальное чувство меры.
Пока мы говорим о практике, у старшей группы, 12—15-летних, идут занятия теоретические — история моды, теория цвета.
— Мы проходим с ребятами упрощенную программу дизайнерского курса, — рассказывает Татьяна Родионова. — После изучения теории в следующем семестре начнем шить.
Задания у старших куда более навороченные, чем у малышей: придумать современный наряд в стиле Нефертити, причем создать коллекцию следует с использованием 3—4 тонов родственно-контрастных цветов. Пока только на бумаге, но девчонки и не торопятся, вспоминают рассказ преподавательницы о том, как творил Кристиан Диор. Прежде чем шить коллекцию, он запирался на неделю в комнате и делал сотни, тысячи набросков, которые потом в творческом порыве выбрасывал за дверь. Его многочисленные помощники подхватывали рисунки мэтра и уже думали над тем, как воплотить замысел в ткани.
— У меня пока помощников нет, — улыбается 13-летняя Аня, быстро составляя из разных геометрических фигур экстравагантный костюм. — Надеюсь, со временем появятся. Я учусь в художественной школе, но здесь гораздо интереснее. Может, потому что мечтаю стать дизайнером.
— А я пока занимаюсь просто так, потому что мне интересно, — застенчиво говорит ее соседка, 15-летняя Алена. — На нашем школьном конкурсе красоты я завоевала титул “мисс Творчество”, и мне подарили абонемент в эту школу.
— Знания, полученные здесь, как-то используете в обычной жизни?
— Конечно! — хором отвечают девочки.
— Теперь времени на одевание требуется гораздо больше, — задумчиво добавляет 14-летняя Рената. — Когда много знаешь, начинаешь тщательнее продумывать даже повседневный наряд. Думаю, в каком образе хочу быть сегодня, какой для этого нужен силуэт, цветовая гамма, аксессуары. Честно говоря, раньше не думала, что одеваться хорошо так сложно.
— Родителей еще не одеваете? Или, наоборот, они вам помогают домашние задания делать?
— Я на дом ничего не задаю, — вздыхает преподавательница. — Пробовала, но современные ребята настолько загружены, что даже у самых увлеченных и исполнительных нет времени на их выполнение. Если раньше взрослые иронизировали над детьми, которые хотели все успеть: “У меня кружок по фото, а еще мне петь охота”, — то теперь сами нагружают их сверх меры.
— А почему же у вас на занятиях одни девочки?
— Мальчики пока не приходят. Может быть, стесняются “девчачьим” делом заниматься? Хотя известно же, что большинство именитых модельеров — мужчины. Звонила одна мама, интересовалась, можно ли сына привести. Но пока так и не собралась.
Урок заканчивается, но девчонки не спешат расходиться. Наоборот, шушукаются и выразительно смотрят на нас с Натальей.
— Они какой-то театрализованный показ-спектакль готовят, — улыбается их учительница. — Сами костюмы придумывают и не хотят, чтобы кто-нибудь раньше времени видел.
— Даже нам, преподавателям, не показывают, — вздыхает Нафталиева. — Такова, наверное, судьба всех родителей — обычных и творческих: выросшие дети всячески демонстрируют, что их достижения только их заслуга и ты к ним никакого отношения не имеешь.